меню

Энциклопедия советской военной техники, предрешившей исход Великой Отечественной войны

Layer 1 Все новости

Парад Победы 9 мая!  Каждый год парад проходит на Красной площади! И каждый год, во время парада, мы можем увидеть новые боевые беспилотники и роботы, новейшие зенитные комплексы и танки, а в небе над Москвой авиацию последнего поколения. Но этот парад, как и Победа в мае 45-го, вряд ли состоялся бы, если бы Красная, а позже – Советская Армия не была экипирована той передовой и такой нужной для Победы техникой, без которой был бы немыслим подвиг советских воинов – танкистов, летчиков, артиллеристов. Об этом мы расскажем в этом материале. Итак, начнем.

Легендарный Т-34 

Т-34

Создателем танка Т-34 был Михаил Ильич Кошкин. Конструкторское бюро 183-го Харьковского завода, которое он возглавлял, начало его разработку еще в 1937 году. Первые две модели Т-34 были отправлены с завода на свой первый марш-бросок Харьков – Москва для демонстрации главкому Сталину 5 марта 1940 года. Показ новой разработки в Москве стал триумфом Кошкина: новые танки были быстрыми, изящными и имели высокий уровень защиты. Главком остался доволен и назвал их «первыми ласточками». 

К лету 1941 года советские заводы успели выпустить 1 226 «тэтрицатьчетвертых». Благодаря широким гусеницам и мощному дизельному двигателю авиационного типа в 500 л.с. боевая машина массой чуть более 25 тонн отличалась подвижностью и маневренностью, уникальным сочетанием толщины брони и формы корпуса и понятной компоновкой механизмов, орудие танка демонстрировало хорошую прицельность и дальнобойность. В 1944 году пушку Т-34 удлинили с 76 до 85 мм, модификации был присвоен номер Т-34-85. Так появился самый массовый и самый лучший средний танк Второй мировой войны. Памятник Т-34 установлен в деревне Брынчаги в Ярославской области – на родине создателя танка. Надо сказать, что судьба конструктора оборвалась внезапно. Лично сопровождая пилотные образца Т-34 в Москву, он сильно простудился. Болезнь перешла в хроническую, Кошкину удалили легкое… Похоронили конструктора 26 сентября 1940 года в Харькове на городском кладбище. Однако в 1941 году летчиками люфтваффе целенаправленной бомбардировкой его могила была уничтожена – Гитлер объявил Кошкина своим личным врагом…

Тяжелые танки КВ-1 и КВ-2

КВ-1

Еще один танк, состоявший на вооружении Красной Армии, – КВ-1 («Клим Ворошилов») – выпускался с 1940 по 1942 годы. Танки КВ-1 собирали на заводе № 371 в Ленинграде. Этот гигант боевой массой почти 50 тонн и длиной более 6 метров с толстой броней представлял собой настоящую боевую крепость на ходу. Не слишком быстрый, но выносливый на больших расстояниях, оснащенный мощными боевыми орудиями, пулеметами и хорошим прицелом, он вмещал экипаж из 5 человек. Фашистская армия не располагала оружием, способным пробить броню «Клима Ворошилова»: снаряды, выпущенные из немецких танковых пушек и зениток, просто отскакивали от его бортов. КВ-1 оснащался 76-мм пушкой, однако она оказалась недостаточно сильной для борьбы с дотами. Танк был усилен 152-мм гаубицей – так появился новый танк – КВ-2. Если сравнивать танки КВ и Т-34, то, по оценкам современников, КВ-1 не имел особых преимуществ перед Т-34: машины были равны по огневой мощи и малой уязвимости для противотанковой артиллерии. При этом Т-34 обладал лучшими динамическими характеристиками, был дешевле и проще в производстве, что немаловажно в военное время. Однако был эпизод в истории Великой Отечественной Войны, прославивший именно танк КВ. 6-я танковая дивизия вермахта целых 48 часов воевала с одним единственным танком КВ-1, пораженные мощью машины немцы даже дали ему прозвище – «Призрак». За двое суток экипаж из четырех советских танкистов расстрелял и раздавил гусеницами колону из 12 немецких автомобилей со снабжением, уничтожил целую фашистскую артиллерийскую батарею (4 противотанковые пушки и 1 зенитное орудие) и на 48 часов парализовал продвижение немецких войск во время наступления 24 июня 1941 года. Шел лишь третий день войны…

Во многих боевых ситуациях именно танкистов отличала беспримерная дерзость и смекалка. В боях на Волоколамском направлении возле деревни Шишкино в ноябре 1941 года Т-34, выкрашенный белилами, встретил целую колонну вражеской техники прямо в чистом поле вблизи шоссе. Танк так и не был обнаружен врагом на заснеженной местности и успел уничтожить 6 из 18 немецких танков. Экипажем командовал старший лейтенант Дмитрий Лавриненко. За два с половиной месяца боев он принял участие в 28 схватках и уничтожил 52 танка противника, став самым результативным танкистом в Красной Армии за всю Великую Отечественную войну. В июне 1942 года взвод всего лишь из трех танков Т-34 под командованием старшего лейтенанта Владимира Хазова сумел разгромить 27 немецких боевых машин! Все танкисты остались живы, и взвод в полном составе вернулся в расположение батальона. К сожалению, такое случалось далеко не всегда: не всем удавалось выбраться из кабины горящего танка и уцелеть, оказавшись на земле в условиях боя. 

Истребитель Ла-7

Ла-7

В истории советской авиации Ла-7, который был создан в 1943 году, стал итогом развития серии самолетов ЛаГГ-1 (1939) и ЛаГГ-3 (1940), разработанных Лавочкиным, Горбуновым и Гудковым еще до войны. Всего было выпущено 6528 истребителей ЛаГГ, 10 000 Ла-5 разных модификаций, 5753 Ла-7. Сохранив неизменной массу машины, конструкторы поставили на нее третью пушку и, улучшив аэродинамику, довели скорость истребителя до 680 км/ч. Ла-7 имел превосходство по своим боевым качествам над последними поршневыми истребителями Германии, Англии и США на малых и средних высотах. Советские летчики, которым довелось летать на Ла-7, считали его лучшим истребителем. Скорость, маневренность, мощь пушечного огня, надежность и живучесть в бою позволяли пилоту истребителя чувствовать себя уверенно в схватке с любым немецким асом. На этих самолетах сражались дважды Герои Советского Союза Н.М. Скоморохов, сбивший лично 46 и в группе еще 8 вражеских самолетов, К.А. Евстигнеев, на счету которого было 53 самолета противника. На Ла-7, представленном на фотографии, летал трижды Герой Советского Союза Кожедуб. Он сбил на нем 17 вражеских самолетов и закончил войну под Берлином. Начинал же свой боевой путь Кожедуб на Ла-5ФН, и все сбитые им 62 самолета он уничтожил на истребителях Лавочкина.

Штурмовик Ил-2

Ил-2

Штурмовик времен Великой Отечественной войны Ил-2 был создан в ОКБ-240 под руководством Сергея Владимировича Ильюшина. Это самый массовый боевой самолет в истории Второй мировой – было выпущено более 36 тысяч штук Ил-2. За характерную форму фюзеляжа в Красной армии Ил-2 получил прозвище «горбатый». Сами конструкторы называли машину «летающим танком», немецкие пилоты за живучесть и недостаточную маневренность – «бетонным самолетом» или «цементным бомбардировщком», а у вражеской пехоты самолет получил аж несколько почетных прозвищ: «мясник», «мясорубка», «железный Густав» и «чума» (schwarzer Tod, если переводить дословно – «черная смерть»). Летчики Красной Армии ценили машину за маневренность, устойчивость в полете и невероятную живучесть. «Самолет для этой войны был хороший и нужный. Да, пикировать он не мог, но за счет работы на малой высоте был очень эффективным. Настоящего бомбардировочного прицела не было, но мне кажется, он и не был нужен. Для чего он? Там некогда прицеливаться! Самое точное оружие штурмовика – это очень хорошие 23-миллиметровые пушки ВЯ. Приходилось летать и с 37-миллиметровыми пушками НС-37, но, правда, когда из них стреляешь, самолет останавливается – очень сильная отдача. Мощное, конечно, оружие», – вспоминал Герой Советского Союза, летчик Валентин Григорьевич Аверьянов. А вот механик и воздушный стрелок Валентин Владимирович Усов отзывался о штурмовике Ил-2 так: «На то время это был единственный самолет, который удачно сочетал в себе огневую мощь, неплохую маневренность и броневую защиту… Кроме того, бронекорпус и не полностью убирающиеся колеса позволяли сажать машину на живот. Повреждения можно было исправить в полевых условиях».

Истребитель «Чайка»

«Чайка»

Именно «Чайки» – истребители И-153 – были массово задействованы в первые дни войны. Наряду с другим самолетом конструкции Николая Поликарпова – И-16, «Чайки» составляли основу истребительной авиации ВВС РККА. В составе авиации Краснознаменного Балтийского, Северного и Черноморского флотов находилось около 350 таких самолетов, но больше всего «Чаек» – 4226 – имелось на вооружении в западных округах, на которые и пришелся первый удар гитлеровцев. Истребители И-153 использовались и в летных школах, частях внутренних военных округов и на Дальнем Востоке. Большинству этих машин с течением времени также пришлось принять участие в боевых действиях.

Авиаторов, проявивших мужество и отдавших свои жизни за Родину, в дни войны было ничуть не меньше, чем танкистов – всем известны имена Покрышкина, Кожедуба, Гастелло, Гулаева, Попкова, Маресьева. Защищавшие западные рубежи Отечества летчики 122-го и 127-го летных полков, летавшие на «Чайках», в небе над Черленой, Мостами и Гродно уничтожили 7 фашистских самолетов, потеряв 4, до наступления сумерек было сбито еще 35 фашистских самолетов. Командир эскадрильи 127-го ап лейтенант Жуковский в течение дня в 9 воздушных боях в одиночку сбил 4 неприятельские машины, а «замкомэска» Артемов в 9 вылетах – 3 вражеских самолета. Их боевой товарищ «замкомэска» Данилов вступил в бой с девятью Bf 110, два из которых сбил, а третий, расстреляв все патроны, таранил своей «Чайкой». Несмотря на героические сопротивление, потери советской авиации в первые дни войны были огромными: ВВС Западного округа потеряли более 700 самолетов, в числе которых и «Чайки», большая часть из которых были уничтожены на земле, так и не успев подняться в воздух. 

Бомбардировщики Пе-2 и Пе-8 

Пе-2

Авиаконструктор Владимир Михайлович Петляков погиб 12 января 1942 года в странной авиакатастрофе, обстоятельства, вызвавшие аварию, так и не были расследованы, однако он успел создать одни из лучших бомбардировщиков Великой Отечественной войны – Пе-2 и Пе-8. С первых же боев Пе-2 зарекомендовал себя как прекрасный пикирующий бомбардировщик, по скорости с ним не мог сравниться ни один немецкий фронтовой бомбардировщик. Пилотировать машину было непросто, но летчикам она нравилась: самолетам Петлякова даже было присвоено прозвище – «пешка». Прославленный летчик Илья Антонович Маликов по три раза в день поднимал свой Пе-2 в трудные дни Московской битвы. После ранения ему ампутировали ногу, но и с протезом пилот летал на любимой «пешке» до самого конца войны. Другой советский летчик, Иван Семенович Полбин, разработал самую эффективную тактику группового непрерывного бомбометания с Пе-2: зайдя над объектом, «пешки» образовывали замкнутый круг и затем, сохраняя дистанцию 500-600 метров, один за другим пикировали на цель. Набрав скорость, они, как истребители, заходили в хвост к вражеским самолетам, открывали огонь и побеждали. «Это не машина, а чудо», – не раз говорил Полбин, а его подчиненные шутили: «Мы выводим нашу «пешку» в ферзи. Она любому королю сможет дать мат!» Истребительные возможности Пе-2 не остались незамеченными: модификация Пе-3 как дальний истребитель сопровождения участвовал в боях на Севере. На Пе-2 воевал летный состав 125-й гвардейского женского бомбардировочного авиаполка, который был сформирован Героем Советского Союза Мариной Михайловной Расковой.

Грузовик ГАЗ-ММ-В

ГАЗ-ММ-В

Именно эти машины, называемые «полуторками», перевозили грузы по льду Ладожского озера, спасая жизни в блокадном Ленинграде. Свое название автомобиль получил благодаря своей грузоподъемности в 1,5 тонны (1500 кг). Компактный, длиной 5,33 и шириной 2,04 метра, и легкий – весом всего 1810 кг, грузовик производился в двух модификациях – ГАЗ-ММ и ГАЗ-ММ-В – в цехах Горьковского автозавода с 1938 по 1949 годы. Изначально автомобиль представлял собой лицензионную копию американского «Форда» модели АА образца 1929 года, но впоследствии был неоднократно модернизирован: получил усиленный картер сцепления, рулевой механизм, новый воздушный фильтр и т.д. Полностью из советских комплектующих ГАЗ-АА собирали с 1933 года. До 1934 года кабина была выполнена из дерева и прессованного картона, а потом заменена на металлическую, с дерматиновой крышей. Оснащенный 50-сильным мотором ГАЗ-АА превратился в ГАЗ-ММ, оснащенный усиленной подвеской, новыми рулевым механизмом и карданным валом, внешне грузовики были неотличимы. Новая полуторка развивала скорость до 70 км/ч, потребляя 19,5 л топлива на каждые 100 км пути. К началу войны в автопарке Красной Армии числилось 151 100 таких машин.

С начала войны из-за недостатка необходимой для производства полуторок стали и комплектующих Горьковский автозавод был вынужден перейти на выпуск упрощенной модели грузовика – ГАЗ-ММ-В. Двери у машины были заменены треугольными боковыми загородками и сворачиваемыми брезентовыми дверями, крылья изготовлялись из кровельного железа методом простой гибки, борта были неоткидными, тормоза на передних колесах отсутствовали, как, порой, и передача заднего хода, была оставлена только одна фара головного света. В 1944 году довоенная комплектация полуторки была частично восстановлена: деревянно-металлическая кабина, передние тормоза, откидные боковые борта и вторая фара. За военные годы было произведено 138 600 полуторок, а всего начиная с 1938 года – 985 000 экземпляров ГАЗ-АА, ГАЗ-ММ и их производных.

Знаменитый боевой грузовик, спасший жизни миллионам людей, собирали в Ульяновске вплоть до 1956 года. Единственный уцелевший экземпляр полуторки сегодня можно рассмотреть в Музее отечественной военной истории в деревне Падиково Московской области.

Противотанковые и дивизионные пушки М-42 и ЗИС-3

М-42

Модернизированная пушка М-42 была запущена в серийное производство на артиллерийском заводе № 172 в 1942 году. В наиболее напряженные периоды Великой Отечественной завод изготавливал по 700 таких пушек ежемесячно, общее количество изготовленных за1943-1945 годы пушек составило 10843 единицы. Орудие предназначалась для борьбы с танками, самоходками и бронемашинами противника, имело и противопехотные возможности – снабжалось осколочной гранатой и картечью. М-42 была способна успешно бороться со всеми средними немецкими танками – до появления в 1943 году тяжелых немецких танков «Тигр», «Пантера» и Pz Kpfw IV Ausf H с толщиной лобовой брони 80 мм. Наша артиллерия должна была наращивать свою мощь, и это было сделано в кратчайшие сроки. На вооружение была принята 57-миллиметровая противотанковая пушка ЗИС-2, а потом и ее сестрица - дивизионная пушка ЗИС-3.

ЗИС -3

Создателем орудия был Василий Гаврилович Грабин, а головным предприятием-производителем – артиллерийский завод № 92 в Горьком. ЗИС-3 стала самым массовым советским артиллерийским орудием, выпускавшимся в годы ВОВ. Главными козырями пушки по сравнению с аналогами были неприхотливость в эксплуатации и высокая технологичность производства. ЗИС-3 состояла на вооружении Советской Армии и в послевоенный период – 100-мм полевые пушки БС-3 были задействованы лишь в конце 1944 года и в небольшом количестве – а также экспортировалась в ряд стран. В некоторых из них ЗИС-3 и сегодня находится на вооружении. Орудие признано специалистами как одно из лучших времен Второй мировой войны.

Зенитка 52-К

52-К

52-К – это 85-миллиметровая зенитная пушка образца 1939 года. Зенитное орудие было создано молодым конструктором Григорием Дмитриевичем Дорохиным в КБ завода им. М.И. Калинина. Эта мощная 85-миллиметровая зенитная пушка активно использовалась в Великой Отечественной войне, обеспечивая как защиту с воздуха фронтовых частей, так и ПВО административных центров и промышленных предприятий. 52-К состояли на вооружении зенитных артиллерийских дивизий РВГК, значительная их часть использовалась в качестве противотанковых в героической обороне Москвы и защите осажденного Ленинграда, в разрушении разрекламированного Герингом пресловутого «воздушного моста», призванного спасти фашистскую армию, окруженную в Сталинграде. Из-за медленного освоения в производстве 107-миллиметровых пушек, число 52-К в войсках составляло подавляющее большинство. Имея на вооружении восемь таких пушек один противотанковый дивизион был штатной боевой единицей каждого танкового и механизированного корпуса Красной Армии в течение почти всей войны. Зенитная пушка 52-К оставалась на вооружении в СА вплоть до появления зенитных ракетных комплексов, также орудие производилось на экспорт. В 80-е годы 52-К подверглась конверсии и использовалась в горных местностях в качестве противолавинного орудия.

Легендарная «Катюша»

«Катюша»

Новейшая боевая машина реактивной артиллерии, прославившая советских конструкторов -«Катюша» - впервые была применена 14 июля 1941 года в бою под Оршей. Первые залпы из установки, носившей маркировку БМ-13 (затем БМ-8, БМ-31), были произведены 1-й отдельной экспериментальной батареей полевой реактивной артиллерии Красной Армии под командованием капитана Ивана Андреевича Флерова. Под железнодорожным узлом Орши тогда сосредоточилось много вражеской техники, по которой первой «Катюшей» было выпущено 112 реактивных снарядов. По воспоминаниям Александра Сергеевича Попова, одного из создателей «Катюш»: «Железнодорожный узел был стерт с лица земли». Фашисты, ошеломленные огневым смерчем, в панике бежали. Изготовленная в июне 1941 года в Воронеже на заводе им. Коминтерна «Катюша» действительно устрашала. Во время залпа все ракеты из установки выпускались практически одновременно, и за несколько секунд на площади в несколько гектаров земля вперемешку с кусками строений, техники, людей взлетала на воздух. Это давало сильнейший психологический эффект. По словам переживших такие обстрелы немцев, да и советских солдат, это было одно из самых пугающих впечатлений за всю войну. Сам звук, который издавали ракеты во время полета, – грозный воющий рев – наводил ужас. Вдобавок к огневой мощи установка была мобильной, а возможность быстро сменить позицию сохраняла орудие в целости, позволяла избежать ответного удара противника. После войны многие «Катюши» установили на постаменты, превратив в памятники. 

Линкор «Севастополь»

Линкор «Севастополь»

История линкора «Севастополь» охватывает период с 1909 года по 1957 год – со спуска корабля на воду со стапелей Балтийского завода до демонтажа на Севастопольской базе «Главвторчермета». В марте 1921 года в честь празднования в Советской России 50-летия Парижской коммуны линкор был переименован в «Парижскую коммуну». Именно под этим именем линкор участвовал в обороне Севастополя и Керченского пролива в годы войны. Ноябрьской ночью 1941-го во главе отряда боевых кораблей линкор ушел в Поти из-за угрозы ударов авиации с захваченных немцами аэродромов Крыма. Через месяц линкор подошел к Севастополю и открыл огонь по боевым порядкам врага – тогда было уничтожено 13 неприятельских танков, 8 орудий, 4 тягача, 37 автомашин с военными грузами и до полубатальона пехоты. В январе 1942 года «Парижская Коммуна» вышел из Новороссийска для огневой поддержки 44-й армии: за 27 минут линкором было выпущено по врагу 168 снарядов главного калибра. В другом бою, в ночь с 21 на 22 марта того же года, в охранении лидера «Ташкент», эсминцев «Железняков» и «Бойкий» «Парижская коммуна» выпустил по укреплениям противника на Керченском полуострове более 300 снарядов главного калибра. После боя линкор встал на ремонт в Поти – обнаружился почти полный износ его артиллерии. В мае 1943 года кораблю было возвращено первоначальное имя: «Севастополь», и уже в декабре 1944-го под флагом командующего Черноморским флотом он вошел на рейд освобожденного Севастополя.

Всего в период боевых действий на Черном море «Севастополь» совершил 15 боевых походов, в сложных боевых условиях прошел 8 тысяч миль, его орудия произвели более 3 тыс. выстрелов по позициям фашистов под Севастополем и на Керченском полуострове, а зенитки уничтожили 3 вражеских самолета. При этом корабль не получил ни одного серьезного повреждения. 

За успешное выполнение боевых задач в годы Великой Отечественной войны в июле 1945 года линкор «Севастополь» был награжден орденом Красного Знамени. Переквалифицированный в учебный, корабль прослужил стране до июля 1954 года. 

Пулемет Дегтярёва 

Пулемет Дегтярева

Ручной пулемет Дегтярёва пехотный – ДП – был принят на вооружение в Красной Армии в декабре 1927 года. ДП стал одним из первых образцов стрелкового оружия, созданных в СССР. Пулемет массово использовался в качестве основного оружия огневой поддержки пехоты вплоть до конца Великой Отечественной войны. 1944 году ДП был модернизирован до ДПМ: у пулемета появилась пистолетная рукоятка управления огнем, возвратная пружина перенесена в заднюю часть ствольной коробки, сошки сделали более прочными. Сразу после войны, в 1946 году, на основе ДП был создан пулемет РП-46, который массово шел на экспорт. Трофейные экземпляры ДП ценили и немцы, и финны. У последних он вообще был самым распространенным пулеметом.

Пистолет ТТ

Солдат с пистолетом ТТ

Пистолет ТТ – «тульский», Токарева – для своего времени был отличным армейским пистолетом, мощным и простым в обслуживании. Самозарядный пистолет, разработанный советским конструктором Федором Токаревым, был принят на вооружение Красной Армией в феврале 1931 года. Пистолет производили на Ижевском машиностроительном заводе – за 1942 год рабочим удалось собрать 161485 экземпляров ТТ. Так же, как и пистолет системы «наган», оружие революции, ТТ был в ходу у офицерского состава Красной Армии, а позже и у высшего командного состава Советской.

ППШ

Памятник Советскому воину-освободителю в Берлине

Первый образец этого оружия был изготовлен в августе, а на вооружение поступил в декабре 1940 года. 7,62-миллиметровым пистолетом-пулеметом Шпагина (ППШ) снабжались целые роты и батальоны автоматчиков, появившиеся в составе Красной Армии в 1942 году, к концу же войны ППШ было вооружено порядка 55% процентов воинского состава армии. Автомат был удобен в использовании, одиночный огонь эффективен до 300-350, короткими очередями - до 200 метров. Именно автомат с дисковым барабаном мы видим в монументе Советскому солдату, установленному в Берлине, в сотнях памятников по всей стране и за рубежом. До появления автомата Калашникова – ППШ был самым популярным скорострельным ручным пулеметом времен Великой Отечественной войны. До конца 1941 года было изготовлено более 90 000 штук, за 1942 год фронт получил 1,5 млн, а за все время было произведено 5 млн экземпляров пулеметов Шпагина. 

поделись:

Читайте также:

Фёкла в соцсетях: