меню

Известные писатели, которые работали учителями

Layer 1 Все новости

Профессия учителя всегда была одна из самых уважаемых и нужных профессий. Хочется поговорить про особый род преподавателей – которые в свободное от школы или университета время писали сделавшие их знаменитыми тексты. Впрочем, писатели по всему миру были учителями задолго до того, как появились первые общеобразовательные школы.


1. Василий Жуковский – наставник Александра II

В царской семье основоположник русской поэзии XIX в. провел четверть века – случайно попав туда (заменяя Г.А. Глинку) в 1817 г. как учитель русского языка немецкой принцессы Шарлотты (в православии Александры Федоровны, супруги Николая I и, позднее, матери Александра II), он через 8 лет стал наставником будущего императора Александра II. Для юного наследника престола Жуковский разработал специальную педагогическую программу на основе лучших европейских образцов и даже составил для него распорядок дня. Связь Александра II со своим учителем была настолько сильна, что многие исследователи именно в образовании будущего императора видят зерно его знаменитых реформ 1860-х годов.


2. Николай Гоголь – преподаватель начальной школы

Будущий классик русской литературы далеко не сразу смог закрепиться в Петербурге и пробиться в литературный круг. Большой удачей для Гоголя стала рекомендация критика и поэта Петра Плетнева, который помог ему устроиться преподавателем младших классов в Патриотический институт, закрытое учебное заведение для дочерей военных. По воспоминаниям, Гоголь-учитель особенно любил историю и географию и старался рассказать на уроке как можно больше разнообразных вещей. Одновременно благодаря тому же Плетневу писатель начал давать частные уроки в нескольких знатных домах, вскоре получил должность адъюнкта на кафедре истории в Петербургском университете, но академическую карьеру построить не смог.


3. Лев Толстой – теоретик образования

Граф Толстой не просто живо интересовался образовательными практиками, но стал основателем собственной педагогической системы. Еще в молодые годы Толстой открыл в Ясной Поляне бесплатную начальную школу для крестьянских детей (а затем способствовал открытию еще множества подобных школ в Тульской губернии), где сам же выступал в качестве преподавателя. Позднее Толстой разработал специальную образовательную программу в целой серии статей («О народном образовании», «О методах обучения грамоте», «Воспитание и образование» и других). Его педагогические воззрения невозможно рассматривать отдельно от цельного мировоззренческого учения, названного впоследствии «толстовством».


4. Иннокентий Анненский – директор Царскосельской гимназии

Иннокентий Анненский, которого называли своим учителем поэты самых разных школ и направлений Серебряного века, при жизни был известен прежде всего как педагог. По окончании историко-филологического факультета Петербургского университета Анненский преподавал словесность и древние языки в столичной гимназии Гуревича, затем его пригласили стать директором киевской коллегии Галагана и 8-й Санкт-Петербургской гимназии. Наконец, в 1896 году почти на десять лет Анненский стал директором Царскосельского лицея, много сделав для этого легендарного учебного заведения. В 1906 начальство, испуганное революционными событиями, удалило Анненского с должности директора за излишнюю «мягкость».


5. Джордж Оруэлл – учитель минишколы

Эрик Артур Блэр (который тогда еще не взял себе знаменитый псевдоним «Джордж Оруэлл») начал преподавать в 1932 году в небольшой школе в Восточном Лондоне, штат которой состоял, помимо Блэра, всего из одного учителя. Вдвоем они обучали небольшую группу (14-16 человек) юных джентльменов. В следующем году будущий классик антиутопического жанра перевелся в более крупный колледж в Уксбридже, в котором учились уже около 200 человек. Однако уже в 1934 Блэр заболел пневмонией, ушел с работы и больше не возвращался к преподаванию.


6. Владимир Набоков – университетский лектор

Эмигрантская биография будущего билингвального (билингвом называют человека, одинаково совершенно владеющего двумя языками) классика не сразу сложилась удачно. Сначала писателю пришлось устроиться в женский колледж Уэлсли, позже удалось перевестись в Корнельский университет. В свойственной ему эксцентричной манере Набоков вел лекции о русской и европейской литературе, не стесняясь в выражениях при разговоре о тех писателях с мировым именем, чьи тексты вызывали у него отвращение (Достоевский, Томас Манн, Рильке и другие). Лишь много лет спустя, получив солидные гонорары за «Лолиту», Набоков смог оставить преподавание и сосредоточиться на творчестве.


7. Джон Толкин – оксфордский профессор

Основоположник «высокого фэнтези» после возвращения с Первой мировой войны стал помощником лексикографа при составлении «Оксфордского словаря английского языка», а в 1925 на двадцать лет занял должность профессора англосаксонского языка в Пемброк-колледже (Оксфорд). После Второй мировой войны Толкин 14 лет был профессором английского языка и литературы в Мертон-колледже Окфсордского университета. Лингвистические изыскания позволили Толкину разработать не только мир Средиземья, но и особые языки внутри этой вселенной.


8. Иосиф Бродский – «приглашенный поэт»

Будущий нобелевский лауреат, депортированный из СССР за «тунеядство», в США нашел себя также в качестве университетского лектора (правда, сначала, в Мичиганском университете, званием Бродского было «приглашенный поэт»). Преподавал Бродский до конца жизни, сменив несколько университетов – в том числе Колумбийский и Нью-Йоркский. По рассказам студентов, лекционные занятия превращались в опыты «медленного чтения» ключевых поэтических текстов мировой литературы.


9. Александр Солженицын – учитель математики и физики

Еще один лауреат Нобелевской премии по литературе имел физико-математическое образование и уже в сентябре 1941 году по распределению должен был стать школьным учителем в Морозовске, однако был мобилизован на фронт. К учительскому делу Солженицын вернулся много позже уже в совсем другом качестве – выйдя из ГУЛАГа на «вечное» поселение в Южный Казахстан, где он преподавал математику и физику в 8-10 классах. Затем Солженицын работал учителем еще в нескольких малых городах и деревнях Центральной России (в том числе и в деревне Мильцево, описанной в «Матренином дворе»). Этот постлагерный опыт учителя Солженицын подробно описал в «Архипелаге ГУЛАГе», назвав его очень важным периодом своей жизни.


10. Стивен Кинг – преподаватель английского

Поклонники «короля ужасов», вероятно, были бы не против учиться у своего кумира – Кинг в течение двух лет преподавал английский язык в Академии Хамбдона (штат Мэн). В это время его романы еще не были открыты издателями, и Кингу приходилось совмещать преподавательскую практику с другими подработками. Как сейчас вспоминает сам писатель, он старался привить детям стремление к точности и яркости описаний.

поделись:

Читайте также:

Фёкла в соцсетях: