меню

Кижский погост – старинное сердце музея-заповедника "Кижи"

Layer 1 Все новости

Известный музей-заповедник "Кижи" на одноименном острове Онежского озера – жемчужина деревянного зодчества Русского Севера и одна из архитектурных "визитных карточек" нашей Родины. Это интереснейший музей под открытым небом, который мы искренне рекомендуем посетить всем юным читателям и подписчикам "Русской Фёклы" вместе с родителями. Но так как музей располагается посреди водной глади, доступ к нему возможен только в теплые сезоны. Расскажем о самых значимых памятниках архитектуры и истории Кижей, являющихся гордостью музея. 

Главным храмом Кижей испокон веков была Спасо-Преображенская церковь о двадцати двух деревянных куполах, расположенных "пирамидой" Величественный многоглавый силуэт этой церкви виден туристам, прибывающим на остров на теплоходах, издалека. Двадцать одна глава Спасо-Преображенской церкви симметрично распределены по сторонам света. Двадцать вторая венчает храм. Число "двадцать два" не имеет какого-либо подспудного смысла, ни символического, ни священного – это просто изумительное произведение строительного искусства, подобного которому нет в мире.

Ансамбль Кижского погоста. Фото: официальный сайт © Музей-заповедник «Кижи»

Нынешняя Преображенская церковь возведена в начале XVIII столетия, в 1714 году. Она была не первой: до нее на Кижском погосте уже в XVII веке имелись два деревянных храма, которые сгорели в 1693 году в сильную грозу от удара молнией. Облик их история не сохранила. Но возрожденная Спасо-Преображенская церковь стала настоящим шедевром. Спасо-Преображенская церковь - самый высокий храм на острове. Её иконостас – один из самых благолепных на Русском Севере: 105 икон в резной золоченой раме.

Пресс-служба музея-заповедника "Кижи"

Восьмигранный сруб храма состоит из 2550 бревен. Если выложить брёвна, из которых сделана церковь, в ряд, получится линия длиной более 10 километров. На рубеже ХХ-XXI века храм реставрировали, этот процесс занял 40 лет. В наши дни она снова принимает молящихся. 

© РИА Новости / Игорь Подгорный

Престольным праздником Кижского погоста является Преображение Господне. Праздник всегда проводится для максимально широкой аудитории. Гости праздника традиционно облачаются в исторические костюмы жителей русского Заонежья, специально шьют сарафаны и рубахи. На торжестве обычно присутствуют потомки знатных родов Заонежья. Их потчуют старинными яствами: ухой, киселем и народными карельскими пирожками-калитками, испеченными из ржаной муки, произведённой прямо на заповедном острове. Священнослужители проводят Божественную литургию и освящают плоды нового урожая – в первую очередь яблок, а заодно репы, тыквы, огурцов и прочих даров этой земли.

Праздник Преображения Господня

В середине XVIII века рядом со Спасо-Преображенской церковью установили Покровский храм (Церковь Покрова Богородицы) – тоже уникальный по своей конструкции, "раскрывающийся" кверху, как деревянный цветок, к кровле с девятью куполами. Эта архитектурная особенность – брёвна, кладущиеся с расширением – в Заонежье называется "повалами". Девятиглавие Покровской церкви символизирует девять чинов ангельских или девять чинов угодников. Покровская церковь действует как зимний храм Кижского погоста с 1790-х годов. Службы в ней издревле начинались с 14 октября – праздника Покрова Пресвятой Богородицы. Сегодня Покровская церковь также открыта для посетителей и совмещает музейную деятельность с культовой. Помимо молебнов, в стенах церкви организуются выставки экспонатов религиозного свойства: икон из местных деревень, церковных артефактов, богослужебных книг и т.п. 

Церковь Покрова Богородицы. Фото: официальный сайт © Музей-заповедник «Кижи»

Самое же древнее деревянное здание Кижей – церковь из Муромского монастыря

. Она "родом" не из города Мурома Владимирской области, а из северного Свято-Успенского монастыря при впадении реки Муромки в Онежское озеро. По ряду внешних признаков и сохранившемуся документу за подписью преподобного Лазаря её относят к XIV веку. Эта крохотная, потемневшая от времени церковь – один из "экспонатов" музея-заповедника, оказавшаяся на острове Кижи уже в советское время, когда там формировали собрание произведений деревянного зодчества.

Церковь Воскрешения Лазаря © РИА Новости / Игорь Подгорный

Устойчивое предание о том, что кижские храмы созданы без единого гвоздя не совсем справедливо. Так, брёвна в срубах не скрепляются железными частями, а "врубаются" друг в друга. Так строились на Кижах и церкви, и жилые дома, и бани. Вызвано это было тем, что первые гвозди из кованого железа были слишком дорогими. Что не отменяет самого факта: безгвоздевая конструкция уникальна на уровне технологии и говорит о необыкновенной смекалке и мастерстве русского человека. 

А вот главные декоративные детали, украшающие купола храмов – осиновые черепицы под названием лемеха или лемешины, с виду похожие на лемех плуга – скрепляются друг с другом всё-таки гвоздиками. Когда железо подешевело, заонежские строения стали крепить гвоздями. Они же применялись в процессе недавней реставрации. На покрытие 16 главок Спасо-Преображенской церкви пошло свыше 34 тысяч лемешин. На центральный купол этого храма, высотой 4,42 метра и диаметром 5,35 метров, потребовалось почти 2 тысячи лемешин. 

Осину наши предки выбирали не случайно: она оптимально ведёт себя под воздействием воды и воздуха – разбухает, не позволяя влаге проникать внутрь купола и вести там разрушительную работу. К тому же осиновый лемех не чернеет и не гниет, а с течением времени приобретает серебристо-серый или стальной цвет – колоритную "изюминку" северных храмов. Достаточно менять покрытие куполов раз в 35-40 лет.

Ограда Спасо-Кижского погоста построена в 1780-1800 годы и является самостоятельным памятником старины. Рядом с двумя уникальными церквами в ограде Кижского погоста расположено старинное кладбище, на котором хоронили крестьян острова Кижи и ближайшей округи. Каждая деревня имела свое место на кладбище, а каждая семья – родовую могилу. Чем знатнее была семья усопшего, тем ближе к церкви его погребали. Священнослужителей принято было хоронить близ алтаря (а в XVIII веке –  и под алтарем). В ограде погоста находили последний приют священники, просветители, педагоги. Там же покоится выдающийся сказочник дореволюционной России Трофим Рябинин, родоначальник династии сказителей, сохранивший для нас в устной форме былины про "Вольгу", "Илью и Соловья-разбойника", "Илью, узнающего свою дочь", "Дуная", "Потыка", "Добрыню в борьбе со змеем" и многие другие. 23 былины из репертуара сказителя были записаны этнографами и собирателями фольклора.

Вокруг аутентичного Спасо-Кижского погоста реконструирована онежская деревня конца XIX  века. Все дома, амбары, мельницы, часовни привезены на заповедный остров из разных сел русского Заонежья. В 1951 году появился первый музейный экспонат на территории Заонежской деревни – дом состоятельного крестьянина Ошевнева из деревни Ошевнево с Большого Клименецкого острова постройки 1876 года. Из этого дома и "вырос" музей. Такие здание в этих краях называют "дом-кошель": в нем собрано все необходимое для жизни и все сделано своими руками. Мебель, одежду, утварь изготавливали сами члены семей. Только очень состоятельные крестьяне могли позволить себе покупать в дом обстановку и предметы роскоши, вроде часов или картин. 

Дом крестьянина Сергеева © РИА Новости / Игорь Подгорный

Ни Кижах обязательно надо побывать! Прикосновение к истокам культуры русских Заонежья – на деле прикосновение к истории всего нашего многонационального и обширно расселенного народа, духовные и идейные скрепы которого едины во всех краях. Одна из основ нашей общей духовности – бережное отношение к наследию старины, которое сохраняет для ныне живущих поколений великую историю Великой России. 

поделись:

Читайте также:

Фёкла в соцсетях: