меню

21.05.2018

Покорители Арктики

Layer 1 Все новости

«А как же полярники - одни, на льдине?» - в шутку повторяли учителя и мамы плаксивым детям, подчеркивая серьезность работы полярников и суровость условий, в которых им приходится работать.

21 мая в России отмечается День полярника. Он появился в календаре праздничных дат России по инициативе спецпредставителя президента по международному сотрудничеству в Арктике Артура Чилингарова и установлен Указом Президента в 2013 году в знак признания заслуг людей этой профессии. А учреждение праздничной даты позволит повысить престижность работы в Арктике и Антарктике, а также привлечет к работе в полярных районах высококвалифицированные кадры.

Дата для праздника была выбрана неслучайно – в 1937 году в этот день начала свою работу первая научно исследовательская экспедиция полярной дрейфующей станции «Северный полюс-1» («СП-1»). Начальником экспедиции был назначен Отто Шмидт, а руководителем полярной станции «Северный полюс-1» – Иван Папанин. В состав экспедиции вошли океанолог Петр Ширшов, геофизик-метеоролог Евгений Федоров и радист Эрнст Кренкель. Именно они проводили океанографические, метеорологические, геофизические исследования в интересах освоения Крайнего Севера, развития Северного морского пути. Арктика тогда воспринималась как космос сегодня - неизведанное пространство.


«СП-1» проработала на дрейфующей льдине 274 дня и за это время была вынесена дрейфом льдов через пролив между Гренландией и Шпицбергеном в Гренландское море и проделала путь в 2050 км! Льдина, на которой находилась станция, под влиянием сильных сжатий неоднократно разламывалась, и экспедицию решено было завершить.

Самым надежным и быстрым способом снятия папанинцев со льдины в Москве посчитали дирижабль. Задействовать решили самый большой летательный аппарат Советского Союза - В-6 с тремя мощными двигателями и невероятной дальностью полета - 4,5 км. Он вылетел из Москвы вечером 5 февраля, а спустя сутки потерпел крушение недалеко от Кандалакши. В условиях плохой видимости шедший на низкой высоте дирижабль врезался в гору. Спастись удалось лишь шести членам экипажа.

Спешно вышедшие в море ледокольные пароходы «Мурман» и «Таймыр» не могли подобраться к папанинцам - им мешали штормы и ледяные поля. На помощь пароходам из Ленинграда шел мощный ледокол «Ермак» с Отто Шмидтом на борту. Но первыми полярники все-таки увидели огни «Таймыра», а через несколько часов - «Мурмана». 19 февраля экспедицию и собранные ею материалы погрузили на корабли.

Вскоре суда встретились с ледоколом «Ермак». Папанинцы перешли на его борт. Почти месяц длился переход в Ленинград, осложнявшийся сильными штормами. Когда 15 марта «Ермак» с полярниками вошел в ленинградский порт, его встречали восторженные толпы. А факт столь длительного пребывания на полюсе укрепил статус СССР как первой арктической державы. Всех участников экспедиции ждали награды и важные должности. Папанин, еще находясь на льдине, получил звезду Героя Советского Союза. Но больше всего повезло псу Веселому. О нем на правительственном банкете внезапно вспомнил Сталин, и пес отправился к нему на дачу. Папанин не раз видел его на прогулке с тестем вождя Аллилуевым.

За время работы экспедиции исследователями был собран уникальный научный материал, который впервые в истории позволил получить достоверные данные о природе Северного полюса и процессах, происходящих на данной территории. «СП-1», став первой в мире научно-исследовательской дрейфующей станцией, открыла и новую эпоху в исследовании Арктики, а результаты ее работы вошли в золотой фонд мировой науки. О папанинцах много писали в газетах, слагали легенды, а само имя «папанинцы» стало нарицательным.

Тем не менее, наша страна всегда была в числе государств, вносящих наибольший вклад в освоение арктических и антарктических пространств. С полярными экспедициями связаны имена множества российских исследователей-полярников. Россией издавна снаряжались многочисленные арктические экспедиции. Еще в конце XIX столетия в Российской империи был создан арктический флот. Инициатива его создания принадлежит вице-адмиралу Степану Макарову. Он предложил построить корабли, способные передвигаться в арктических льдах и расчищать от льдин путь для остальных кораблей. И в 1899 году был построен первый в мире ледокол «Ермак». В следующем году - снаряжена первая Русская полярная экспедиция, ставшая первой арктической экспедицией в водах Северного Ледовитого океана, совершенной на собственном судне. Руководил экспедицией барон Эдуард Васильевич Толль, один из первых российских полярных исследователей, известный путешественник и биолог.

Ближайшим помощником Эдуарда Толля был лейтенант Александр Васильевич Колчак, молодой морской офицер, служивший на броненосце «Петропавловск». Он интересовался полярными исследованиями и получил назначение в экспедицию Толля в качестве второго магнитолога и руководителя гидрологических исследований. Впоследствии Александр Колчак стал адмиралом. Участие Колчака в полярной экспедиции Толля способствовало тому, что ее история в советское время искажалась - невыгодно было представлять Колчака-руководителя Белого движения как выдающегося исследователя, поскольку это потребовало бы переоценки роли его личности в отечественной истории.

Целью экспедиции Толля было изучение части Северного Ледовитого океана, расположенной севернее Новосибирских островов и поиск Земли Санникова. Кроме того, во время экспедиции исследовались морские течения в Карском и Восточно-Сибирском морях, на Новосибирских островах велись геологические изыскания. Был собран огромный материал по метеорологии, океанографии, гляциологии, физической географии, геологии, ботанике, палеонтологии, этнографии северных народов. Русская полярная экспедиция барона Толля положила начало дальнейшему комплексному исследованию арктических морей и суши.5 июля 1902 года барон Толль вместе с астрономом Фридрихом Зеебергом и зверопромышленниками Василием Гороховым и Николаем Дьяконовым выдвинулись со шхуны «Заря» для санно-шлюпочного перехода на остров Беннетта. 3 августа партия Толля достигла острова Беннетта. Однако, шхуна «Заря», которая через два месяца после отбытия исследователей, должна была их забрать с острова, получила серьезные повреждения из-за сложной ледовой обстановки и не смогла продолжать дальнейшее плавание. В сентябре 1902 года судно ушло в бухту Тикси. Четыре участника группы Толля оставались на острове Беннета. В 1903 году новая полярная экспедиция, которой командовал лейтенант Колчак, отправилась на поиски Толля. Но четырех полярников не удалось найти...

Однако спасательная экспедиция лейтенанта Александра Колчака вписана в историю русских полярных исследований в Арктике. Ведь участники экспедиции совершили уникальный семимесячный поход с арктическим 90-дневным санно-шлюпочным переходом. Во время поисков Толля и его спутников полярники Колчака уточнили очертания линии берегов, изучили льдообразование в исследуемом районе. Известные ученые, включая П.С. Семенова Тянь-Шанского, отметили выдающийся вклад лейтенанта в русскую географическую науку.

Одним из самых известных полярных исследователей Российской империи, отдавшим собственную жизнь во имя освоения неизведанных земель и морей Арктики был Георгий Яковлевич Седов. В 1912 году великий русский исследователь решил достичь Северного полюса. Он жаждал обогнать норвежца Руаля Амундсена и преподнести к 300-летию Дома Романовых подарок – водрузить российский флаг на Северном полюсе. Однако комиссия Главного Гидрографического управления отвергла план Седова, поэтому на государственную помощь экспедиция могла не рассчитывать. Но ее финансирование осуществлилось из частных пожертвований, и 10 тысяч рублей пожертвовал сам император Николай Второй.

27 августа 1912 года парусно-паровая шхуна «Святой великомученик Фока» вышла из Архангельска. Члены экспедиции Седова провели две зимовки в арктических широтах. 2 февраля 1914 года больной цингой Седов вместе с двумя матросами Г. И. Линником и А. И. Пустошным на трех собачьих упряжках отправились к Северному полюсу. Через неделю Седов не смог идти и приказал привязать себя к нартам. 20 февраля Георгий Яковлевич Седов скончался. Сопровождавшие его матросы похоронили Седова на острове Рудольфа, обернув тело отважного исследователя в два мешка и водрузив на могилу крест из лыж. Одна из ездовых собак по кличке Фрам отказалась возвращаться с матросами назад и осталась на могиле Седова...

Исследования арктических широт были прерваны Первой мировой войной и революцией, но в советское время полярные исследования вышли на новый уровень. Сегодня общее число российских полярников насчитывает более двух миллионов человек. Полярниками принято считать специалистов, которые провели в Арктике и Антарктике многие годы. Это также жители районов Крайнего Севера, геологи и океанологии, военнослужащие и газо– и нефтедобытчики, то есть вообще все те люди, кто работает в Арктике и Антарктике.

САМЫЕ ПОПУЛЯРНЫЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ФИЛЬМЫ О ПОЛЯРНИКАХ

Конечно, «Земля Санникова». В 1924 году геолог и писатель Владимир Обручев написал роман «Земля Санникова» о выдуманной экспедиции к этому острову. В начале 1970-х годов режиссеры Альберт Мкртчян и Леонид Попов экранизировали роман.

«Семеро смелых» - полнометражный черно-белый художественный фильм, поставленный в 1936 году режиссером Сергеем Герасимовым. Пятеро молодых людей и одна отважная девушка высадились в бухте Радостная. Именно там в суровых условиях зимы смельчакам предстояло проводить научные исследования.

«Красная палатка» - фильм режиссера Михаила Калатозова, основанный на реальных событиях. В 1928 году на Северном полюсе потерпел крушение итальянский дирижабль «Италия» под командованием Умберто Нобиле. Часть экипажа выжила и ждала спасения - оно пришло с советским ледоколом «Красин».

 «Над нами Южный крест» - фильм режиссеров Вадима Ильенко и Игоря Болгарина - трогательная история о дружбе, мечте и о полярной романтике в послевоенные годы.

 «Как я провел этим летом» Алексея Попогребского. Действие фильма разворачивается на метеостанции на несуществующем острове Аарчым где-то в Северном Ледовитом океане. Один из самых успешных российских фильмов, вышедший на изломе нулевых и десятых, построен вокруг вечного конфликта отцов и детей.

«Ледокол» - фильм Николая Хомерики. Основанная на реальных событиях история экипажа судна, застрявшего во льдах вблизи побережья Антарктиды.

«Белый плен» Фрэнка Маршалла, основанный частично на реальных событиях. В 1958 году приблизительно в ситуацию, подобную описываемой в фильме, попала в Антарктике японская экспедиция.

 «Никому не нужна ночь» Изабель Койшет рассказывает о двух женщинах, которые вынуждены выживать в Гренландии начала XX века.

Ну, и нельзя не упомянуть «Нечто» - фильм ужасов режиссера Джона Карпентера. Его действие разворачивается на американской научно-исследовательской полярной станции. Полярники сталкиваются с инопланетным существом, которое способно принимать облик своих жертв.

поделись:

Читайте также:

Фёкла в соцсетях: