меню

«Потаенные» суда

Layer 1 Все новости

Недавно американское издание The National Interest составило список из пяти самых смертоносных подводных лодок. Три из них - наши, российские.

В данный перечень включена атомная подлодка проекта 955 «Борей», оснащенная 16 баллистическими ракетами «Булава». Как пишет издание, «Бореи» - самые тихие российские подводные лодки».


В список вошла также АПЛ проекта 667 БДРМ «Дельфин». The National Interest отмечает, что подлодки этого типа составляют основу российского флота. «Дельфин» оснащена 16 ракетами «Синева», каждая из которых может нести до восьми боеголовок...

В рейтинг попала и быстрая подлодка проекта 885 «Ясень». Она оснащена 32 крылатыми ракетами «Калибр».

Фёкла решила проверить, сколько подводных лодок находится сегодня на вооружении ВМФ России,  каковы их задачи и история.

Первую подводную лодку в России построили еще в начале прошлого века. Примитивный прототип подобной техники был сконструирован в государстве при Петре Первом. Автором лодки был умелец из Сестрорецка Ефим Никонов. Испытывал свое изобретение мастер в присутствии царя. Подводная лодка Никонова представляла собой огромную бочку и на ней был установлен прототип перископа. Передвигалась лодка с помощью обычных весел. Поместиться в ней могло до восьми человек! Свое детище Ефим Никонов назвал «потаенным» судном. Погружения лодки дважды проходили успешно. Однако испытания судна перед Петром Первым окончились неудачей. Лодка ударилась о грунт, в результате чего дно ее проломилось. Позднее мастер пытался отремонтировать свое детище, но в лодке снова обнаруживалась течь.

Полноценное подводное судно в Российской империи построили в 1904 году. Лодка была бензин-электрической и называлась «Дельфин». Из ВМФ она была исключена в 1917 году...

Несмотря на то что первое подводное судно было построено в России в 1904 году, официально днем образования подводного флота в России принято считать 19 марта 1906 года. Именно тогда императором Николаем Вторым был подписан указ о выводе из состава миноносных сил первых 20 подводных судов.

С 1904 по 1908 годы в России были реализованы проекты «Касатка», «Карп», «Кета», «Сом», «Осетр». Позднее выпускались лодки «Кайма», «Акула», «Почтовый»... Последней разработкой царского правительства до революции стали суда типа «Барс».

«Декабрист»

Первым проектом в России после революции стал «Декабрист». Эти лодки, в отличие от «Барсов», были двухкорпусными. Каждое из шести построенных в молодой республике судов этой серии оснащалось восемью торпедными аппаратами и двумя орудиями. Экипаж лодок состоял из 47 человек. К началу Великой Отечественной войны подводных лодок у ВМФ России было уже 212 экземпляров. Помимо уничтожения вражеских кораблей, в военные годы они использовались для установки минных заграждений, разведки, перевозки людей и горючего. С 1941 по 1945 годы орденом Красного знамени было награждено 23 лодки. Самой знаменитой подводной лодкой страны стала С-56, построенная в 1936 году. Она была первым советским судном, совершившим кругосветное путешествие. Длился поход субмарины 67 дней. За это время лодка пережила три вражеских атаки.

После Великой Отечественной войны суда начали классифицировать на основании их боевых характеристик в условиях противолодочной обороны. И при появлении атомных подводных субмарин подлодки стали разделяться на «поколения». В условиях гонки вооружений важно было проводить радикальную модернизацию атомных подводных лодок. В результате подводное кораблестроение стало развиваться стремительно.

Если в военные годы для выполнения боевых задач использовались дизель-электрические подводные суда, то после войны стали строить уже атомные подлодки.

«Ленинский комсомол».

Первая атомная лодка была построена в нашей стране в 1959 году и называлась «Ленинский комсомол». Это название судно унаследовало от стоящей на вооружении ранее дизельной подводной лодки М-106 и погибшей во время боевых действий в 1943 году. В 1962 году судно прошло под океанскими льдами и всплыло на Северном полюсе для водружения флага СССР. В сентябре 1967 года на судне произошел пожар, в результате которого погибло 39 человек. Взрыва торпед с атомными боеголовками экипажу удалось избежать.

В 90-е годы российский ВМФ пребывал в плачевном состоянии. Толчком к модернизации в этой сфере стала трагедия с подводной лодкой «Курск». Позже в России был осуществлен ряд реформ флота, касающихся как улучшения его материального состояния, так и подготовки личного состава. Атомные субмарины 955 «Борей» пришли на смену устаревшим 667 БДР «Кальмарам». Современные подводные лодки России «Борей» являются составной частью правительственной программы стратегической обороны. Поэтому их строительство на данный момент носит приоритетный характер. Лодки «Ясень» имеют лучшие, чем «Борей», характеристики, но стоят они в два раза дороже. Каждое судно строится по индивидуальному заказу.

Атомные субмарины 955 «Борей»

Из открытых источников известно, что ВМФ России на 2018 год располагает 72 единицами «подводной» военной техники. По другим сведениям по состоянию на начало 2018 года в составе ВМФ РФ находилось не более 26 исправных атомных и не более 19 «ходовых» дизель-электрических подводных лодок... Но как бы то ни было подводные суда являются сегодня важнейшей частью российского военно-морского флота и выполняют ряд важнейших задач, связанных с безопасностью РФ в Мировом океане и во внутренних водах.


поделись:

Читайте также:

Фёкла в соцсетях: