меню

Есть ли в современной России современное изобразительное искусство?

Layer 1 Все новости

Испокон веков занятие изобразительным искусством было уделом состоятельных людей. Однако, его грандиозная сила не могла томиться вечно в закрытых учебных заведениях. Оно выбралось наружу. Современное искусство сегодня украшает нашу жизнь.

Конец XX века стал отправной точкой для многих культовых художников современности. В послевоенные годы художники стремились открывать новые грани своих возможностей. Например, Казимира Малевича принято считать создателем супрематизма. Он провозгласил супрематизм способом очищения искусства от всего лишнего. Отказавшись от привычных способов передачи изображения, художники стремились освободить искусство от так называемого внехудожественного. Важнейшая работа в данном жанре - конечно, знаменитый «Черный квадрат» триптиха Малевича.


В 1910 году появился футуризм. Основной его идеей стало стремление к новому, разрушение рамок прошлого. В 10-е годы XX столетия словно наступило время «других» художников. Они рисовали по- другому - по-новому, используя модные стили, привнесенные в Россию с Запада. Однако, картины их носили абстрактный, а порой, беспредметный характер. Многие люди их не понимали. Период с 1910 по 1913 годы был решающим в развитии русского авангарда. В это время движение кубуфутуризма достигло апогея и начали появляться новые художественные направления. Кубизм и его метод «геометризации» уже казались художникам односторонними. Одни художники стремились к более тонкой и сложной согласованности искусства с природой. Другим в кубизме мешала его неизменная привязанность к «предметности» изображения. Таким образом в русском искусстве образовались два пути начавшегося движения к «чистой беспредметности».

Революция в октябре 1917 года в корне изменила направления в развитии русского изобразительного искусства. Товарищество Передвижных Художественных Выставок просуществовало в России до 1923 года. До 1917 года прошло 45 выставок. Последняя - 48-я закрылась в 1923 году. После этого Товарищество утратило свою роль. За это время многие новые художники успели заявить о себе как о профессионалах, способных тягаться по мастерству с известными западными модернистами. То были Марк Шагал, Василий Кандинский, Павел Филонов, Казимир Малевич, Владимир Татлин. В первой половине 20-х годов художники продолжали эксперименты и поиски в своих работах. Создавались еще новые группы и объединения по интересам. Однако, к концу 30-х годов их закрывали. Авангардистов и новаторов перестали экспонировать. Им запретили рисовать абстрактные картины. Некоторые художники подверглись преследованиям. Поэтому одни из этих художников уехали за границу и там продолжают творить свое искусство. Другие - подстроились под существующий режим.

Марк Шагал. "Над городом"

После Великой Отечественной войны  искусство стало своеобразной отдушиной, научившей людей изобретать новые жизненные реалии. Для художников уход от привычных изобразительных средств вылился в проведение различных акций и перформансов. Иначе стал рассматриваться сам образ человека. Интерес к ярким краскам и образам оживил и изменил искусство нового века.

В 70-х годах прошлого столетия усилилась социальная направленность арт-процесса как с точки зрения содержания, так и его состава - например, самым заметным явлением середины 70-х стал феминизм в искусстве и нарастание активности этнических меньшинств (1980-е) и социальных групп. Конец же 1970-х и 80-е годы охарактеризовались «усталостью» от концептуального искусства и минимализма и возвратом интереса к изобразительности, цвету и фигуративности. На середину 80-х годов прошлого века пришлось время подъема движений в искусстве, активно использующих образы массовой культуры - кэмпизм, искусство ист-виллиджа, нео-поп. В то же время все больше художников начали обращаться к фотографии как к средству художественного выражения.

Считается, что современное искусство в России XXI века плавно перетекло из подпольного, «неофициального» искусства СССР. Молодые художники 90-х годов прошлого века искали новые способы реализации своих художественных амбиций в новом времени. Именно тогда зародился так называемый московский «акционизм». Его последователи бросали вызов прошлому и его идеологии. Современное искусство становилось экспрессивным, а часто - пугающим и шокирующим. Например, акции Анатолия Осмоловского («Маяковский - Осмоловский», «Против всех», «Баррикада на Большой Никитской»), движения «ЭТИ» («ЭТИ-текст»), Олега Кулика («Пятачок раздает подарки», «Бешенный Пес или Последнее табу, охраняемое одиноким Цербером»), Авдея Тер-Оганьяна(«Поп-арт») навсегда изменили историю современного искусства.

Анатолий Осмоловский «Маяковский - Осмоловский»

Современный художник из Екатеринбурга Слава ПТРК, например, проводил акцию «Страна возможностей». Художник скупал костыли у жителей города и ими сделал надпись на здании заброшенной больницы Екатеринбурга.

С развитием компьютерных технологий художники получили доступ к новым средствам создания своего искусства. Но начало 2000-х годов было отмечено разочарованием в возможностях технических средств для художественных практик. Некоторые художники 2000-х годов полагают, что «современное искусство» стало инструментом власти постдемократического общества.

Популярным видом художественного искусства стала графика, объединившая рисунок, как самостоятельную область, и различные виды печатной графики: гравюру на дереве (ксилография), гравюру на металле (офорт), литографию, линогравюру, гравюру на картоне... Рисунок относится к уникальной графике потому, что каждый рисунок является единственным в своем роде. Произведения печатной графики могут воспроизводиться (тиражироваться) во многих равноценных экземплярах - эстампах. Каждый оттиск является оригиналом, а не копией произведения. Рисунок является основой всех видов графики и других видов изобразительного искусства.

Эксперименты в области живописи, расцвет фотографии, появление медиа- искусства и прочие изменения менее всего коснулись скульптуры. О скульптуре говорят, о ней пишут, скульптура стала модным, как бы возвращающимся трендом. Многие известные, да и молодые художники, достигнув определенного успеха, перешли к работе в трехмерном жанре. Так, в центре Санкт-Петербурга установили двухметровое скульптурное изображение вокалиста рок-группы «Кино» Виктора Цоя. Петербургская арт-студия LesRuk занимается созданием фигур в стиле лайфкастинг (lifecasting) и внедряет свои произведения не только в помпезные выставочные залы, но и наполняет ими жилые пространства.

На протяжении веков скульптура была неотъемлемым атрибутом дворца, общественного здания, богатого дома или парка. Созданная древними греками культура любования человеческим телом, вдохновляла многих творцов на воссоздание совершенства и красоты человеческого тела.

В современном изобразительном искусстве появился lifecasting (лайфкастинг) (с английского life - жизнь и casting - литье, отливка, литейное дело), иначе говоря - «литье жизни» - процесс создания трехмерной копии человеческого тела при помощи специальных формовочных материалов и заливки. По сравнению с другими 3D-изображениями, особенностью данной техники является высокий уровень реализма и детализации, а также копирование таких мелких деталей, как отпечатки пальцев и поры кожи. Как и телесность конкретного человека, каждая форма является уникальной и неповторимой. Наиболее распространенными объектами являются торсы, лица и руки. 

Интересным направлением является комбинация скульптуры и промышленного дизайна. Так, скульпторы Антон Логинов и Виктор Иванов, основали Арт-студию. Сегодня произведения молодых авторов выставляются в музеях современной скульптуры и украшают частные интерьеры.

Однако, как утверждают эксперты сегодня, полноценный арт-рынок в пока России не сложился. В России на официально насчитывается лишь около 120 коллекционеров современного искусства - это ничтожно малая цифра. Глава корпоративной коллекции Credit Suisse Андре Роггер отмечает, что развитие институтов, поддерживающих современное искусство в России, таких как арт-кластер на «Винзаводе» в Москве, «Гараж», Московская биеннале современного искусства, и усилия частных фондов сейчас критически важны. Как в Китае. Ведь современное искусство Поднебесной - это крупнейший рынок искусства в мире. При участии государства в Китае было создано более полутора тысяч аукционных домов. Содействие государства активной торговле искусством и продвижению его за рубеж — это и есть основной вклад в создание рынка. А главные мировые аукционные дома Sotheby’s и Christie’s были допущены на китайский рынок совсем недавно — сначала им пришлось довольствоваться гонконгской сценой, на пекинскую их пустили значительно позже и в партнерстве с китайскими участниками. В июле 2016 года крупнейшим акционером Sotheby’s стал китайский страховой гигант Taikang Life, таким образом, на этом участке борьбы взаимопроникновение состоялось к обоюдному удовольствию.


И творят китайское изобразительное искусство в основном молодые люди. Среди российских художников сегодня нет ни одного в возрасте до 30-и лет. Всего пять российских художников входят в топ-500 рейтинга ArtPrice, занимая позиции между 330-м и 428-м местами. Глава отдела современного искусства Эрмитажа Дмитрий Озерков отмечает, что этот рынок традиционно плохо принимает новых игроков: «Покупатели выучили определенные имена в различном ценовом сегменте - например, Кабаков, Пепперштейн, Плющ - и предпочитают ориентироваться на них». По словам специалиста по русскому искусству в Bonhams Дарьи Черненко, на аукционах представлено среднее поколение (Чернышева, Осмоловский, Кошляков, Гутов и др.). Критерий успешности - прямые продажи галерей, дилеров, мастерских (если дилеров нет), интерес институций - выставки в «Гараже» или Премия Кандинского. Как отмечает Овчаренко, все рекорды и спекуляции на этом рынке рождаются именно по дороге из мастерской в музей: «Поставил на правильного автора - работы его в Tate или MOMA, ты и выиграл».

Так что у российских художников все впереди. Как и у российского изобразительного искусства в целом.

поделись:

Читайте также:

Фёкла в соцсетях: