меню

Зачем Василисе Премудрой кипяток, Бабе Яге - хворост, а Кощею - иголка

Layer 1 Все новости

Яркие и известные сказочные персонажи сегодня на слуху у всех. Кощей Бессмертный, Баба-Яга, Соловей-разбойник, Леший, Василиса Премудрая, Царевна-лягушка... Эти имена уже стали нарицательными, с тем или иным персонажем часто сравнивают человека, не задумываясь, конечно, о происхождении сказочных героев. Интересно, что Баба-Яга превосходит по числу «приглашений» на детскую новогоднюю Елку лесных жителей - зайчиков, волков, лисичек - и Красную Шапочку. Знаменитые герои народных сказок сегодня очень популярны как товарные знаки и торговые марки. А Василиса Премудрая и Василиса Прекрасная превзошли все запросы на регистрацию товарных знаков в Федеральной службе по интеллектуальной собственности.

Почему гражданам России милы «страшные» сказочные персонажи, где сейчас востребованы добрые и злые герои сказок и откуда вообще взялись Лешие, Баба Яга, Кощеи и им подобные - решила выяснить любознательная Фёкла.


Один из самых страшных персонажей русских народных сказок - худой старик, колдун Кощей. Распространенная версия происхождения имени «Кощей» от слова «кость», означающая худого или даже худосочного человека, сегодня отнюдь не в моде среди лингвистов. Современные исследователи русского фольклора находят однокоренные слова в нижнелужицком «ko?tlar» - заклинатель - и в древнерусском «касть» (мерзость, гадость). Известно также, что священные книги у славян назывались «кощун» - уникальные знания были записаны на деревянных табличках. Хранителя бессмертного наследия называли «кощеем», однако он не был бессмертным, этим титулом его наградили  книги. И не был злым - таким его сделали в период введения на Руси православия. Всех персонажей, которые были добрыми превратили в отрицательных. Как и Бабу Ягу. Но ведь именно у  этой старушки с кривым большим носом добры молодцы искали поддержки в трудную минуту!

Дошедшие до наших времен знания свидетельствуют о том, что и Баба Яга, и Кащей имеют славянские корни. Но оказывается, существуют два героя почти с одним и тем же именем, одного звать Кощеем, а другого - Кащеем. Именно Кащей славится в сказках плохой репутацией. Смерть Кащея не случайно запрятана в иголку. В мифологии славян игла считалась предметом, отводящим порчу, и одновременно с ее помощью можно было магически навредить кому-то. Считалось, что если подброшенную с порчей иглу поломать, колдовство исчезнет.

Образ Кащея широко используется в искусстве. Так, запоминающимся стал персонаж Бессмертного в балете Игоря Стравинского «Жар-птица». Пожалуй, никакой другой отрицательный сказочный образ не стал столь популярен в кинематографе, как образ Кащея Бессмертного. В нашем любимом фильме - первом фэнтези Александра Роу «Кащей Бессмертный», 1944 года, главную роль играет знаменитый актер Георгий Милляр. Актер незадолго до съемок перенес тяжелую болезнь, сильно похудел, что в итоге сделало образ Кощея харизматичным.


В 1985 году режиссер Михаил Юзовский презентовал сказку по мотивам либретто Александра Островского. Роль Кащея в сказке сыграл Олег Табаков. Волшебная сказка Бориса Рыцарева «На златом крыльце сидели» (1986) рассказывает про двух королей-соседей – Федота и Амфибрахия. Любителя злата в нем сыграл Виктор Сергачев. В 2009 году вышел первый российский фильм в сотрудничестве с кинокомпанией «Walt Disney Pictures» - «Книга мастеров». Режиссером его выступил Вадим Соколовский. Роль Бессмертного в нем досталась Гоше Куценко. Режиссер Андрей Мармонтов в 2011 году презентовал фильм «Реальная сказка». Действие картины в нем происходит в современном мире. Роль Кащея-олигарха сыграл Леонид Ермольник. В 2017 году вышел фильм режиссера Дмитрия Дьяченко «Последний богатырь». Роль Кащея в нем получил Константин Лавроненко...


Существовала у древних славян Йогиня-Матушка, или Баба - покровительница детей, в особенности детей-сирот, она странствовала по Земле и забирала их собой в свой Скит, он располагался у подножья алтайской горы. Забирая детей с собой, она спасала последних представителей славянских и арийских родов от гибели. Так, возле капища Рода выдвигался специальный помост, он разделялся выступом на два углубления. Выступ называли Лопатой. В одно углубление клали спящих в белых одеяниях детей, а в другое - сухой хворост. После того как в Пещь Ра задвигали лопату, Йогиня-Матушка поджигала хворост. Как только помост-лопата задвигался в Пещь Ра, опускалась каменная плита, отделяя углубление с детьми от огня. Детей с лопаты переносили в Капище Рода. Из детей-сирот воспитывали будущих Жриц и Жрецов. Они вырастали, создавали семьи и продолжали Род. Чужеземцы, присутствовавшие на обряде, не могли видеть всего обряда и рассказывали, что Баба Яга (Йога) приносит детей в жертву, поджигая их. Такие сказания не могли не сказаться на репутации Матушки-Йогини. Из доброй, молодой и красивой Богини Йогиня-Матушка превратилась в злобную, горбатую старуху, которая жарит детей и питается ими. Светлое имя Йогини исказилось и появился образ вредной и уродливой Бабы Яги. В наших любимых фильмах образ Бабы Яги, бесспорно, связан с именем талантливого актера Георгия Милляра в четырех кинематографических сказках Александра Роу.


Змей Горыныч в сказках - противник богатыря, похититель красавиц и опустошитель родного края. Языческий образ Змея привлекательнее и добрее. Змея представляли в разных обличьях. Это фантастическое существо, чудовище, соединяющее в себе черты птицы, пресмыкающегося, животного и человека. Еще в XIX веке историк и литературовед Александр Афанасьев в сочинении «Поэтические воззрения славян на природу» предложил считать летучего Змея демоническим олицетворением грозовых туч, которые «то дышат пламенем, то рассыпают огненные искры». В русских народных сказках Змей Горыныч обитает за огненной рекой Смородиной, там он охраняет Калинов Мост – проход в Царство Мертвых. В некоторых сказках место обитания Змея - большой богатый дворец. Основные противники Горыныча – русские богатыри Добрыня Никитич, Илья Муромец и Алеша Попович, а также Иван Царевич, Иван - Дурак или Иван – Крестьянский сын. Интересно, что в популярном сегодня мультфильме «Три богатыря» Змей Горыныч, в отличие от сказочного Горыныча, предстает веселым и гостеприимным. Однако порой вызывает подозрения у богатырей.

Образ Змея Горыныча сейчас часто используют в архитектуре. Это излюбленный прием для барельефов зданий и фонтанов - массивные фонтаны-Горынычи можно увидеть сегодня в Новосибирске (вместе с памятником Кощею), Омске, на Кудыкиной горе в Липецкой области, в Краснодарском крае и других российских городах и весях.


Леший в сказках - это дух леса, воплощающий в себе его различные стороны, и особенно пугающие. Поэтому в большинстве традиций леший выступает как изначально враждебная человеку сущность. Хотя и существуют поверья о Лешем - старике, высокого роста, облаченном в белые одежды, происхождение образа лешего связанно с темой проклятых или заклятых людей, то есть тех, кто стал нечистой силой против своей воли. Народная фантазия изображала Лешего лохматым, во всклокоченных волосах его цвета тины с проседью застряли ветки деревьев и листва, кожа серого оттенка, зеленые светящиеся глаза. Иногда лицо персонажа украшает нечесаная седая борода, на голове проступает лысина, появляется хромота, а один глаз косит или же застыл неподвижно. Встреченным в лесу людям он представляется соседом или лесником. Девушку, заблудившуюся в лесу, может украсть и сделать своей женой, а жена Лешего - это Кикимора.

В нашем кино редкая киносказка обходится без Лешего. Его костюм примеряли актеры Владимир Рудин («Лесная песня», 1961), Иван Миколайчук («Лесная песня. Мавка», 1980), Сергей Яковлев («Немухинские музыканты», 1981). Прекрасными Лешими  стали Спартак Мишулин, который появился в сказке «В тринадцатом часу ночи» (1969), и и Михаил Кононов, снявшийся в фильме «Андрей и злой чародей» (1981). А в «Реальной сказке» 2011 года повелителя лесов сыграл Георгий Штиль. Интересно, что для актера это второе появление в образе Лешего: в 1975 году он уже играл Лешего в сказке «Новогодние приключения Маши и Вити»


Пожалуй, самый загадочный персонаж русских народных сказок - Соловей-разбойник. Если история Ильи Муромца хорошо известна, а в Киево-Печерской Лавре покоятся останки прототипа легендарного богатыря, то происхождение Соловья-разбойника покрыто тайной. Можно лишь предполагать по текстам былин, что Соловей-разбойник был или птицей-оборотнем, или разбойником, умевшим мастерски свистеть! Ученый XIX века Федор Буслаев называл Соловья-разбойника птицей и человеком в одном лице: «само имя персонажа позволяет представить его и птицей, и человеком. Прямых описаний внешности Соловья былина не дает, его облик раскрывается только в действии, и на протяжении всего сюжета Соловей-разбойник поворачивается к нам то птичьей, то человеческой стороной». Если верить лубочным картинам, распространенным на Руси в XVII веке, то Соловей-разбойник представляется бандитом с большой дороги...

Знакомые нам с детства немного страшные, немного нелепые, немного смешные сказочные герои в конце сказок становятся довольно жалкими и несчастными персонажами или погибают. Но отрицательные персонажи всегда многограннее и загадочнее положительных, и поэтому так притягательны. Злодеи в сказках изобретательны, умны, хитры, остры на язык.


Столь популярный сегодня сказочный образ Василисы Премудрой, казалось бы, персонаж положительный, очень не однозначен! Василиса Премудрая - волшебница, заколдованная своим отцом Кощеем Бессмертным за то, что превзошла его в искусстве колдовства. Нигде в сказках о Василисе Премудрой, или Василисе Прекрасной, не описывается ее внешность, только - ум и умения. В сказке «Царевна-лягушка» она выпекает хлеб, искусно ткет шелковый ковер или рубашку. В сказке о Бабе Яге и Василисе Премудрой тоже подробно не описывается внешность девушки. Лишь на пиру в «Царевне-лягушке», когда она сбрасывает лягушачью кожу, говорится, что Василиса становится красавицей и изумляет гостей своими танцами с чудесами превращения костей в белых лебедей.

Совсем не простая девушка Василиса Премудрая. С аналитическим складом ума. Загадочная и жесткая. Во многих сказках она испытывает своего потенциального жениха странными и порой пугающими способами. Например, заставляет его прыгать в котел с кипятком. Подобные сюжеты - отзвук времен древнего матриархата, когда женщина была «держательницей рода и тотемической магии». Известный ученый, фольклорист Владимир Пропп доказал, что сказка уходит корнями в эпоху первобытной общины, когда мужчины проходили «магические» обряды и получали специальные силы, власть над животным миром, чтобы охотиться успешней. Прохождение обряда было своего рода путешествием в потусторонний мир, где мужчина подвергался жестоким испытаниям, его могли пытать огнем и железом, сжечь пальцы. Когда охотничье общество сменилось земледельческим, такие традиции постепенно ушли из жизни, сами обряды забылись, но их завуалированные описания остались в сказках. Да ведь и сами сказки писались сначала для взрослых, а не для детей! Как кладези полезных и поучительных знаний, они открывали неизведанное. Добро в них непременно побеждает зло, грехи и пороки высмеиваются, а злодеи проигрывают...

поделись:

Читайте также:

Фёкла в соцсетях: