меню

Все на ВДНХ!

Layer 1 Все новости

В следующем году старейшему парковому ансамблю столицы – Выставке достижений народного хозяйства – исполняется 80 лет. За эти годы ее знаменитые фонтаны, павильоны и парки стали излюбленным местом отдыха горожан и гостей Москвы. По статистике, ежегодно парк посещают 25 миллионов человек. Пройтись по ВДНХ, наслаждаясь теплой погодой и великолепием легендарных фонтанов, захотели и мы. 

Прообраз

Первой сельскохозяйственной выставкой в 1923 году стала Всесоюзная сельскохозяйственная и кустарно-промышленная ярмарка. Она была построена в Москве на Воробьевых горах на территории будущего Парка Горького. Молодая советская власть подошла к созданию выставки обстоятельно и привлекла лучшие художественные силы: разработкой плана занялся Иван Жолтовский, главным архитектором стал Алексей Щусев, Александра Экстер и Вера Мухина спроектировали для экспозиции павильон газеты «Известия», Федор Шехтель – павильон Туркестана, а Константин Мельников – новаторский павильон «Махорка». Так была заложена основа стиля будущей ВСХВ – ВДНХ – русский архитектурный авангард стал идеальным воплощением новых достижений новой страны. 

Главный вход в иностранный отдел Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки

А знаете ли вы, что еще до революции на территории, сегодня занимаемой ВВЦ, находился Волостной выездной цирк, аббревиатура названия которого, как не сложно заметить, также ВВЦ. В летние сезоны он гастролировал по стране, а к осени возвращался в столицу. В народе любили говорить: «Вот приехал ВВЦ – будет праздник на крыльце!» Можно сказать, что в 1992 году место вновь получило свое историческое название. 

Создатель


Сегодня ВДНХ является крупным и современным архитектурно-парковым ансамблем не только в России, но и на территории Европы. Тендер на архитектурный план Выставки достижений народного хозяйства, а тогда Всесоюзной сельскохозяйственной выставки (ВСХВ), был объявлен в 1935 году. Лучшим был признан проект архитектора Вячеслава Олтаржевского. Для основания Выставки рассматривалось несколько мест в столице, среди которых были территории Тимирязевской академии, Сокольников, площадки рядом с Парком культуры и отдыха «Красная Пресня», на Лужнецкой набережной и Ленинских горах. Ровная площадка в малонаселенном районе Останкино, вблизи транспортной магистрали, показалась Олтаржевскому идеальной. Место с густой дубравой и болотами населяли цыгане и лица с неопределенным родом занятий, об эвакуации и переселении жителей речи не шло. В 1937 году Останкинские болота осушили и началось строительство. Когда на территории появились первые деревянные конструкции, в схеме плана Олтаржевского, в центре которого располагалось подобие Солнечной системы – с Площадью Механизации (Солнцем) и девятью выставочными павильонами (планетами), которые по версии архитектора должны были закрутиться вокруг статуи Ленина, кто-то усмотрел очертания православного креста. Госкомиссия по ВСХВ, главой которой в то время был ярый борец с религией Лазарь Каганович, уже начавшийся было реализовываться проект зарубила, а сам автор отправился в места не столь отдаленные. Открытия ВСХВ Олтаржевский так и не увидел, но его проект был воплощен практически целиком, с той лишь разницей, что в центр Площади Механизации поместили статую Сталина. Под планом опального зодчего стояла подпись архитектора Сергея Чернышева. 

Очертания рая

Благоустройство территории будущей Выставки началось еще в 1936 году – были проведены необходимые топографические изыскания, построены склады и бытовки. К 1937 году по проектам Олтаржевского и его помощников было завершено строительство ряда значимых объектов: здания Главного входа, павильонов «Механизация», «Зерно» и других. Самым впечатляющим получился павильон «Механизация». Строение, созданное Олтаржевским в содружестве с художником Львом Бруни, представляло из себя многоярусную 50-метровую башню, здание венчал деревянный купол диаметром 25 метров. Купольные покрытия в советской архитектуре были большой редкостью, но не подозревавший о своей будущей отставке Олтаржевский любил повторять: «Купол – это яйцо. Яйцо – это начало всего, и сама жизнь на Земле пошла от яйца». По велению архитектора павильон «Башкирская АССР» получил девять деревянных куполов, купола разнообразных конструкций были и у павильонов «Ромашка» (диаметр 16 м), «Казахстан» (20 м), «Мясо (30 м), «Холод» (26 м), «Виноградарство и виноделие» (24 м). Целый ряд павильонов венчался башнями. Олтаржевский, прославлявший человека-творца, человека-труженика, который, по его мнению, был истинным хозяином планеты, и не думал, что его пристрастие к архаике обернется для него крахом карьеры. Вскоре в заключении, подготовленном по итогам визита одной из многочисленных комиссий, курировавших строительство государственно значимого объекта, кто-то из чиновников написал, что архитектура многих строений ВСХВ, особенно павильона «Механизация», имеет «огромные недостатки». «Примитивные деревянные фермы этого уродливого павильона никак не соответствуют теме индустриализации сельского хозяйства» – говорилось в отчете. Проектировщикам было приказано вернуться к пышности классической архитектуры. 

Павильон «Механизация»

Территория

Архитектурный ансамбль Всесоюзной сельскохозяйственной выставки создал коллектив архитекторов, среди которых было множество талантливых людей, ландшафтное строительство проводилось параллельно с возведением павильонов, под руководством главного архитектора С. Чернышева. Созданная руками более 2000 профессионалов, лучших ландшафтных архитекторов и народных мастеров, Выставка стала своеобразным вкладом в архитектуру столицы. Это был целый выставочный город, выросший на северной окраине Москвы. Огромная территория в 136 гектаров включала в себя пруды, парки, более 250 всевозможных строений, опытные участки – посевы и насаждения (около 20 гектаров), представлявшие сельское хозяйство страны. В 1939 году около 600 сортов различных культур высеяли лишь на одном зерновом участке агролаборатории, удивительную картину представлял собой и выставочный сад: в нем было высажено около 10 000 растений, среди них – 600 сортов плодовых и ягодных культур, богатейшая коллекция мичуринских сортов. На участке технических и южных теплолюбивых культур посетитель мог увидеть посевы хлопка, риса, свеклы, льна, конопли, табака, кенафа, каучуконосов, хмеля. Всего на открытых участках экспонировалось 260 культур свыше 3000 сортов. В большом старинном парке, соседствовавшем с Выставкой, была разбита зона отдыха, где действовали разнообразные аттракционы: парашютная вышка, колесо обозрений, комната смеха, карусели, детский городок с площадками для игр, Зеленый театр, концертная эстрада, цирк и два кинотеатра.

Открытие

Открытие ВСХВ состоялось 1 августа 1939 года. 250 выставочных павильонов приняли своих первых гостей – более 3,5 миллионов советских тружеников из 15 республик нерушимого Союза. Для награждения лучших из лучших Главвыставком установил награды: 1000 дипломов 1-й степени и 4000 2-й степени. Победители получили денежные вознаграждения – за диплом 1-й степени 10 000 рублей и легковую машину и 2-й степени – 5000 рублей и мотоцикл. Также для передовиков сельского хозяйства назначались 1000 больших и 2000 малых золотых, 3000 больших и 15000 малых серебряных медалей, кроме того, учреждалась книга Почета, куда заносился каждый экспонент с указанием его достижений. Украшенная аллеями, прудами и фонтанами, выставка праздновала свое рождение. На торжественной церемонии, в которой принимало участие более 10 тысяч человек, присутствовали руководители партии и Советского государства.

Это интересно. Изначально задумывавшийся Олтражевским как памятник Ленину памятник Иосифу Сталину по проекту И.Г. Таранова и С.Д. Меркулова был создан в 1938-1939 годах и до своего сноса находился у павильона «Механизация и электрификация сельского хозяйства СССР» (ныне «Космос»). Огромная 25-метровая скульптура Отца народов простояла на этом месте до 1951 года и успела «засветиться» в нескольких фильмах. Для подготовки статуи на утверждение был создан макет небольшого размера. Интересным является тот факт, что уничтожить заготовку никто так и не решился. В результате миниатюра скульптуры была заложена внутрь памятника Сталину, образовав таким образом своеобразную матрешку. Обе статуи закопали на территории ВДНХ после развенчания культа личности. Известна и другая впечатляющая история. Казус произошел во время одного из посещений Сталиным Всенародной сельскохозяйственной выставки. Однажды вождь приехал на ВСХВ посмотреть на строительство павильона «Грузия». Будучи на территории стройки, он решил закурить трубку. К нему тут же подошел сотрудник, который проинформировал Сталина, что курить в этом месте запрещено. Генсек молча спрятал трубку. А через несколько дней к бдительному охраннику приехали люди из Кремля. Однако ничего ужасного не случилось: служащему Выставки вручили грамоту и денежное вознаграждение за отличную службу.

Павильон Грузинская ССР 1948

Вход

Главный вход был построен в 1951–1954 годах в ходе послевоенной реконструкции выставки, изначально главным являлся Северный вход. Построенный по проекту И. Мельчакова в стиле сталинского ампира, вход на ВСХВ символизировал победу Советского Союза в Великой Отечественной войне. Повторяющий древнеримские триумфальные арки своей грандиозностью вход настраивал участников и гостей Выставки на патриотический лад. Шесть грандиозных колонн венчали скульптурные «Тракторист и колхозница», возносящие на 32-метровую высоту аллегорический сноп колосьев – тяжелую промышленность и сельское хозяйство. Интересно, что довоенный вариант скульптуры был несколько «фривольным»: тракторист одной рукой держал сноп пшеницы, а другой поддерживал колхозницу за талию. В послевоенном варианте тракторист уже себе таких «вольностей» не позволял – держал сноп обеими руками. Обе фигуры получили новую облицовку золотой смальтой, ярко сияющей на солнце. 

В 1939 году эта арка была главным входом на выставку. Именно она попала в довоенные фильмы о ВСХВ – «Подкидыш» и «Светлый путь»

Фонтаны

Символом ВДНХ бесспорно является потрясающий по своему великолепию комплекс фонтанов. По объему и исполнению он гораздо вместительнее и сложнее фонтанов Версаля и Барселоны, а по водному объему соответствует 10% всего водообъема московских фонтанов. На территории нынешней Выставки функционируют 14 фонтанов, многие из которых являются историческим достоянием Российской Федерации. Особенным великолепием отличаются три самых значимых: «Дружба народов», «Каменный цветок» и «Золотой колос».

«Дружба народов» 

Созданный профессионалами своего дела, архитектором Топуридзе и скульптором Константиновским фонтан «Дружба народов» изначально назывался «Золотой сноп» и изображал изобилие социалистического сельского хозяйства. В последний момент фонтан переименовали. Идею «облачить» девушек в золотой наряд подал сам Сталин: «Что ж у нас, на дев наших и золота не найдется?» Фонтан состоит из 16 бронзовых скульптур в национальных костюмах, покрытых позолотой и символизирующих 16 республик СССР. «Девушку» с елочкой, представляющую Карело-Финскую республику, после получения республикой автономии так и не убрали, боясь, что демонтаж скульптуры нарушит отлаженное функционирование фонтана.

«Каменный цветок»

«Каменный цветок» – второй по знаковости фонтан Выставки. Авторами его являются архитектор Топуридзе и скульптор Добрынин. Символизирует собой изобилие, ступенчатой композицией и игрой струй напоминая версальскую «Латону» (1670 год). «Фантастический цветок, вырастающий из кристаллов и самоцветов, гармонично сочетается с окружающими его великолепными павильонами. Фонтан разбрасывает множество водяных струй; в бассейне «плещутся» бронзовые и чугунные рыбы и птицы», говорил о нем главный архитектор ВДНХ А.Ф. Жуков. Своим появлением (1954) фонтан обязан вышедшему в советский прокат одноименному фильму по сказке Бажова (1946) – он имеет форму распускающегося цветка и выполнен из массивных бетонных плит, облицованных многоцветной смальтой и красным гранитом. Бронзовые скульптуры для сооружения созданы скульпторами Рылеевой и Александровой-Рославлевой.

«Золотой колос»

Один из трех главных фонтанов ВДНХ – «Золотой колос» – расположен в центре верхнего пруда. На самом деле это самый первый фонтан, появившийся на ВСХВ в 1938 году. Он был задуман еще в 1937 году главным архитектором ВСХВ Олтаржевским, который находился под большим впечатлением от фонтана «Кактус» (авт. А. Гране и Р-А. Экспер), показанного на Колониальной выставке в Париже в 1931 году. Вокруг фонтана и пруда он собирался расположить большую прогулочную зону с павильонами «Главконсерв», «Главтабак», «Главчай», «Главкондитер» «Главпиво», «Главхолод», «Главликерводка» и Главным рестораном. «Колос» был собран из медных листов и выделялся на фоне белоснежных павильонов. Медь быстро позеленела, и пришедший в негодность фонтан разобрали (1949). К открытию Выставки в 1954 году архитектором Топуридзе и скульптором Добрыниным «Золотой колос» был возрожден. Медь заменили на железобетон, позолоченный смальтой, высота фонтана составила 16 метров, из насадок, расположенных в «зернах», били 66 струй, 30 из которых достигали 25 метров. В 2017 году «Золотой колос» закрыли на реставрацию, запуск фонтана ожидается в 2018 году.

«Рабочий и колхозница»


У Главного павильона, монументального белого здания с красивой колоннадой и фасадом, украшенным гербами союзных республик и Советского Союза, и высоким позолоченным шпилем посетителей встречал символ ВСХВ – скульптура «Рабочий и колхозница». Знаковая для страны скульптура переживала разные времена. Еще в процессе создания на автора монумента, Веру Мухину, был написан донос. Кому-то из верхних чинов показалось, что якобы в каменных складках юбки работницы просматривается профиль Троцкого. Хода делу тогда не дали, и фигура была закончена. Первоначально статую хотели поставить в Рыбинке (сейчас там стоит фигура Волги-матери), но после успеха «рабочего и колхозницы» на Парижской выставке 1935 года было решено отвезти монумент в столицу. Кроме «Рабочего и Колхозницы» в Париже были выставлены «Карта индустриализации СССР», выполненная из драгоценных и полудрагоценных камней, проекты станций московского метро «Сокольники» и «Кропоткинская», а также аромат «Юбилей», созданный советскими парфюмерами к 20-й годовщине Октябрьской революции. Чтобы доставить скульптуру в Париж, потребовалось разобрать ее на 65 частей, а для возвращения в Москву – уже на 44 фрагмента. Затем скульптуру ждало несколько десятилетий относительно спокойной жизни у Северного входа ВСХВ. В начале 2000-х годов стало ясно, что монумент нуждается в основательной реставрации. «Рабочего и колхозницу» вновь разобрали на 40 составляющих, в ходе работ полностью заменили стальной каркас, а также примерно 10% стальных листов, составляющих внешнюю оболочку скульптуры. Для отливки статуи в советское время использовали «нержавейку – хромоникелевую сталь, сегодня использующаяся повсеместно, от строительства до стоматологии. В 1937 году многим это казалось сомнительным выбором для скульптуры такого масштаба. В испытательных целях из стального сплава выполнили голову Давида Микеланджело – материал оправдал себя, обогнав по характеристикам матовые алюминий и бронзу. Бывавший на Парижской выставке Пикассо восхищался выбором материала для советского монумента и тем, как смотрится скульптурная группа на фоне сиреневого парижского неба. И действительно, легкая и блестящая нержавеющая сталь, как подчеркивала Мухина, «позволяла создать более гибкую и рискованную композицию». 

А знаете ли вы, что изначально фигуры «Рабочего и колхозницы» планировалось выполнить обнаженными, и шарф, который держит колхозница, был введен в композицию в качестве драпировки для прикрытия сомнительных частей тела. На финальных стадиях согласования проекта скульптуру все же «одели», но шарф остался. Также мало кто знает, что в годы перестройки рассматривалась возможность установить «рабочего и колхозницу на искусственном острове на Стрелке. Но, как известно, в 1997 году это место занял Петр I работы Зураба Церетели, считающийся одним из самых высоких памятников Москвы.

Павильоны

Каждый павильон ВСХВ выделялся своей самобытностью, в строительстве использовались национальные мотивы, обходя эти дворцы-павильоны, посетитель как бы совершал путешествие по необъятным просторам Родины: от ледяных торосов суровой Арктики до вечнозеленых субтропиков, от Камчатки до Балтики. Центральный вход был создан только в 1954 году, поэтому путешествие по Выставке начиналось у нынешнего Северного входа, с площади Колхозов, у павильона «Зерно» (в настоящий момент павильон №59). 

Фасад здания из камня, бетона и стекла, построенного по проекту архитектора А. Чечулина, украшали многочисленные горельефы овощеводов, доярок, садоводов, трактористов, тучных животных, золотых снопов пшеницы, крупных клубней картофеля и овощных культур, лозунг «Создадим вокруг Москвы и других крупных городов картофельно-овощные и животноводческие базы» и, на самом верху, орден Ленина – награда Московской области за успехи, достигнутые в сельском хозяйстве. 

Павильон «Центральный»

Павильон «Центральный», до 1963 года Главный, был построен в 1950-54 годах по проекту академика Щуко и профессора Гельфрейха и был посвящен Конституции СССР. Снабженная колоннадой, уступчатая 97-метровая композиция, завершенная шпилем со звездой, была видна издалека. Павильон выполнял функцию дворца награждений: здесь чествовали передовиков, Героев Социалистического труда – всех, кто прославлял страну своим трудом. Интересно, что изначально количество медальонов-гербов республик СССР на фасаде здания было 16, а не 15. В действительности союзных республик, составлявших Союз Советских социалистических республик, изначально тоже было 16. В 1956 году, когда Карело-Финская республика вышла из состава СССР, преобразовавшись в Карельскую АССР, с герба убрали изображение республики, а пустая круглая форма от него на павильоне осталась. Экспозиция Центрального павильона знакомила посетителей с историей и содержанием Конституции СССР, искусством соцреализма, позднее помимо произведений искусства экспонатами были технические новинки и достижения науки, например, модель атомного ледокола «Ленин», многочисленные схемы и карты в цифрах и фактах наглядно показывали, как из года в год улучшалась жизнь народа. 

Это интересно. Гигантская скульптурная композиция Евгения Вучетича «Советскому народу, знаменосцу мира – слава!», которая была убрана из Центрального павильона в 1967 году (с развенчанием культа личности со знамени на горельефе павильона исчез также и сталинский профиль), летом 2014 года во время ремонта была случайно найдена, но уже без нескольких «голов» и «конечностей» фигур трудящихся. Сейчас скульптурная группа восстановлена и вновь размещена в Центральном павильоне. 

Павильон «Украина»

Рядом с Центральным располагался павильон «Украина» (в 2008 году – «Земледелие»), построенный по проекту архитекторов А. Тация и К. Иванченко в 1937 году (тогда он был деревянным, как и большинство павильонов Выставки). Здание было облицовано украинской майоликой, фасад украшали золотые колосья, арку входа – декоративный керамический венок, а сам вход – витраж «Переяславская рада». Скульптуры «Индустрия» и «Сельское хозяйство» стояли здесь с первого дня работы ВСХВ. Между 1939 и 1954 годами фигуры рабочих лишились своих инструментов, знамена скульптурных групп также претерпели изменения – теперь они не просто висят позади, а развеваются во всю ширь. Многим кажется, что эти скульптуры сделаны из бронзы, на самом деле они железобетонные, как и все остальные монументы на выставке (кроме скульптур фонтана «Дружба народов»).

Павильон «Механизация»

32-й павильон ВДНХ «Механизация», построенный в 1938–1939 годах для экспозиции «Механизация и электрификация сельского хозяйства СССР», всегда пользовался у посетителей Выставки огромной популярностью. Стальная параболическая арка, открытая с обеих сторон, создавала огромный навес, под которым располагалась экспозиция сельхозтехники. Похожий то ли эллинг, то ли на авиационный ангар, обширный и функциональный, павильон предназначался для показа достижений в области механизации и электрификации сельского хозяйства. В стилобате павильона размещались залы с экспозициями техники по отраслям машиностроения. 

Павильон располагался на площади Механизации (площадь Промышленности), в центре которой стоял монумент Сталину. После разоблачения культа личности в 1954 году монумент разобрали, а на его месте устроили круглый прудик. Кстати, именно тогда «Механизация» обрела и нынешние очертания: торец ангара, выходящий на площадь, обзавелся фасадом с силуэтами людей труда, металлургов, электриков и инженеров, будущее страны Советов олицетворяли пионер и пионерка с моделями трактора и самолета в руках, на крыше здания были установлены скульптуры, посвященные механизаторам: мужчина сжимает рычаг трактора, а женщина рулит комбайном. С противоположной стороны павильона пристроили огромный зал с остекленным куполом, внутри павильона появилась несохранившаяся до наших дней скульптурная композиция Евгения Вучетича «Вперед, к победе коммунизма!» С 1956 по 1960 год павильон сменил свое название на «Машиностроение». С вступлением мира в эпоху космонавтики в 1961 году экспозиция стала прирастать новыми – космическими экспонатами и к 1967 году стала называться «Космос и машиностроение». Некоторое время в 1964 году в здании размещалась экспозиция «Градостроительство», но по своей архитектуре павильон идеально подходил под выставку космических достижений, которая позже и заняла «холодную» эллинговую площадь обширного здания.   

Справа от Площади Механизации и главной оси нынешней ВВЦ демонстрировалась экспозиция «Новое в деревне». От входа с двумя большими диарамами, изображающими дореволюционную деревню, который находился примерно в том месте нынешней аллеи, где сейчас расположен Гастроном (бывший павильон «Главконсерв»), к экспозиции вела широкая аллея с досками почета. Расположенные на обширной территории в 12 гектаров, созданные по типовым проектам в натуральную величину павильоны – здания Сельсовета, Правления колхоза, Машинно-тракторной станции, Гаража, Животноводческих ферм, колхозного Клуба, Школы, Родильного дома и Детских яслей, Семенной амбар, Полевой стан, Ветродвигатель и Агролаборатория никогда не пустовали, однако чемпионом по посещению стал павильон Детских яслей, о существовании которых в деревне не подозревали. Все постройки «Нового в деревне» сегодня отреставрированы, в них располагаются кафе, рестораны, также павильоны служат офисами для подразделений ВДНХ. Так, в павильоне Агролаборатория, например, с 2008 года базировалось Архитектурно-художественное управление ВВЦ.

Павильон «Охота и звероводство»

Огромный интерес у посетителей, особенно у детей, вызывал павильон «Охота и звероводство» (с 1959 года – «Охота и Охотничье хозяйство»). Здание было построено в 1939 году в стиле советского довоенного ар-деко и располагалось в северо-восточной части ВСХВ, рядом с большими прудами. Арки стен павильона украшали скульптурные сцены охоты, а крышу ротонды, поддерживаемую колоннами, венчала грациозная скульптура оленя. Одна из стен ротонды была оформлена изображениями белки, куницы, cоболя, лося и водоплавающих птиц. В залах «Звероводства» демонстрировались достижения охотничьего и пушного хозяйств.  Здесь располагалась экспозиция Пушкинского зверосовхоза, который одним из первых в стране начал разведение соболя в неволе. На открытой площадке перед зданием в небольших водоемах в условиях, близких естественным, обитали речные бобры, нутрии и ондатры… К сожалению, этот редкий по красоте павильон был утрачен – здание сгорело в пожаре в 2005 году. 

Слева от фонтана «Дружба народов» располагается 66-й павильон Выставки, созданный по проекту С. Полупанова в 1954 году. Изначально павильон предназначался для Таджикской, Туркменской и Узбекской ССР, но в итоге его полностью заняла экспозиция Узбекской ССР. Созданный по мотивам народного зодчества среднеазиатских республик, он получился на редкость ярким и самобытным. Во дворе П-образного в плане здания в белоснежной, будто кружевной ротонде бил фонтан, а у входа гостей встречали покрытые бронзой скульптуры работы О. Мануйлова. Позже экспозиция Узбекской ССР получила новый павильон – в два раза выше прежнего, с широкой лестницей, ведущей на площадку-дворик у входа. В 1950-е эту лестницу украшали установленные на постаментах скульптуры сборщицы хлопка и чабана-каракулевода (до наших дней не сохранились). В 1964 году 66-й павильон стал представлять экспозицию «Культура». В здании сохранились панно работы П. Котова «Большой Ферганский канал» и «Каскады Чирчикских гидроэлектростанций», рассказывающие об использовании водных ресурсов для электрификации и орошения полей. Сегодня это изящное здание с роскошной восточной архитектурой является одним из самых любимых – гости Выставки часто выбирают его для проведения свадебных фотосессий. 

66-й павильон Выставки

Также на Выставке размещались павильоны Армянской ССР (в 2008 году «Здоровье»), Азербайджанской ССР («Вычислительная техника»), Московской, Рязанской, Тульской, Калужской и Брянской областей («Зерно»), «Холопок» (в 1941 году, в 1954-м – «Земледелие», в 56-м – «Геология, нефть, химия», в 1958-м – «Химическая промышленность», с 1967 года – «Транспорт СССР»), павильон Молдавской ССР (1954 – «Шелководство», с 2008-го – Служебное помещение), «Ветеринария» (1954, «Ветеринария и зоотехника»), павильон Литовской, Латвийской и Эстонской ССР (1954, «Физкультура и спорт») и другие.

Это интересно. Павильоны в разные годы переименовывались и много раз перемещались с места на место. Например, в 1937 году на площади Механизации (на которой теперь ракета) предполагалось разместить павильон «Совхозы». К 1938 году здание построили, но передали для экспозиции павильона «Зерно», которая ранее размещалась в павильоне напротив через площадь. Освободившийся павильон был в свою очередь переименован в «Хлопок». К 1954 году старый павильон «Зерно» сломали и выстроили заново на прежнем месте. Но уже в 1960 году «Зерном» называется другой павильон, расположенный по соседству на главной аллее (бывший павильон Центральных черноземных областей). В 1967 году и его сломали, а павильон «Зерно» переехал туда, где его помнят многие москвичи – в здание с золотым шпилем на центральной площади (которое на самом деле раньше было павильоном Московской области). Если не распутать весь этот клубок, то часто просто не ясно, о каком здании говорится в том или ином документе. 

Был в истории ВСХВ и исключительный случай превращения павильона в действующие производство. Так, в 1954 году в небольшой постройке экспозиции «Новое в деревне», где располагался склад, разместили образцовый маслозавод. Сейчас постройка функционирует как кафе, и, хотя владельцы наделали пристроек, здание в целом сохранилось. Был на территории Всесоюзной сельскохозяйственной выставки и действующий образец колхозной гидроэлектростанции. Она стояла на реке Каменка, протекающей по территории Выставки. Речку расчистили от камышей и построили на ней земляную плотину высотой около 5 метров, ток от станции подавался в соседнее здание, где были установлены сельскохозяйственные машины, приводимые в действие электромоторами. 

«Космос» 

Экспозиция «Космос» под эмблемой Академии наук СССР размещалась в различных павильонах: «Наука», Карельской АССР, «Сибирь», «Северный Кавказ». В Летом 1960 года на средства Академии наук СССР в павильоне «Наука» был смонтирована многоэкранная кинопроекционная стереофоническая установка, которая демонстрировала короткометражные кинофильмы о достижениях советской науки в освоении Космоса. В июне 1967 года на площади Механизации рядом с «Наукой» был установлен 25-тонный макет ракеты-носителя «Восток», копия той, на которой 12 апреля 1961 года летал в Космос Гагарин. Горожане привыкли видеть ракету в вертикальном положении, но в то время экспонат лежал на платформе-транспортере горизонтально. С середины 60-х здесь появилось большинство спутников, документы и другие космические артефакты. В 1985 году макет ракеты «Восток» заменили на новый, идентичный, а в 2010 году силами Всероссийского выставочного центра была проведена его реконструкция, ракета покрашена в исторические цвета, восстановлена надпись «Восток» на борту. 

Фотографии павильона «Космос» Роба Кетчерсайда (Rob Ketcherside), 1962г.

В 70-е в павильоне появились первые спутники, документы с первых запусков с Белкой и Стрелкой, сцепка «Союз» – «Аполлон», заглянув в иллюминатор которой, можно было увидеть образец лунного грунта (возле него ставили суточный пост милиции). Это был самый посещаемый раздел павильона, сюда валом шли туристы, в том числе иностранные. В 1990-е годы экспозиция опустела. В 1994 году здесь обосновался автосалон, часть экспонатов советского космоса вернулась в КБ и на заводы, «Энергию», «Энергомаш», часть перешла в фонд Музея космонавтики, оставшиеся образцы были беспорядочно складированы в большом зале павильона. Появилась информация, что макеты космических аппаратов, личные вещи покорителей космоса, рукописи, образцы космических пород стали всплывать на иностранных аукционах. В 2000-х годах основные залы павильона «Механизация» и вовсе заняла ярмарка саженцев, семян и инвентаря для садово-огородных работ, а служебные помещения – склады и офисы арендаторов, театр и научно-познавательный марсианский аттракцион. 

После ревизии Сергея Собянина, проведенной в столице в 2013-2014 годах, большинство арендаторов ВВЦ (ВДНХ) получили уведомления о досрочном расторжении договоров на аренду павильонов Центральной аллеи, реорганизация коснулась и павильона «Космос». 

ВОВ и после

ВСХВ проработала всего два сезона, а вскоре после начала Великой Отечественной войны, в июле 1941 года, началась эвакуация на восток особо ценных экспонатов. Многие сотрудники ушли на фронт, а на территории выставки разместились школа контрразведки и военно-ремонтный завод, собирающий мотоциклы. После войны Выставка пришла в запустение, но в 1948 году Совет Министров СССР постановил восстановить ВСХВ. Второе рождение выставки состоялось 1 августа 1954 года, когда страна поднялась из руин войны. Хотя название новой экспозиции было прежним – Всесоюзная сельскохозяйственная выставка, формат начал меняться в сторону механизации, науки и техники. Персональные павильоны каждой советской республики напоминали дворцы и храмы, символизировали дружбу народов великой страны, победившей фашизм и строящей счастливое будущее для всех. 

ВДНХ

С июня 1956 года на территории ВСХВ начала работу Всесоюзная промышленная выставка, демонстрировавшая успехи советской индустрии. Кстати, любопытный факт: в то время ВСХВ открывалась для посетителей только в теплое время года и закрывалась на зиму. 28 мая 1958 года было принято постановление Совета Министров СССР «Об объединении Всесоюзных промышленной, сельскохозяйственной и строительной выставок в единую Выставку достижений народного хозяйства СССР» и с 1959 года возникло новое название – ВДНХ СССР. Начиналась новая история, когда областные и республиканские павильоны перепрофилировали в отраслевые с уничтожением прежних интерьеров и декора фасадов. С середины 60-х ВДНХ стала для москвичей одним из любимых мест проведения досуга. Территория Выставки примыкала к ЦПКиО им. Дзержинского, а также к Главному ботаническому саду им. Н.В. Цицина РАН, все вместе представляло собой большой комплекс для отдыха.


А знаете ли вы, что во времена Холодной войны по территории нашей страны активно строились бункеры? Имеется такое укрытие и на территории ВДНХ. Бункер, который был построен специально для Сталина, и сегодня расположен в здании Дома дружбы народов, точнее – под ним. Помещение способно вместить до 300 человек, в нем также содержится все необходимое для автономного проживания в течение двух суток. Архивные данные говорят, что бункером так никто и не пользовался. Запасы провизии и еды регулярно пополнялись в укрытии вплоть до 1971 года. Секретный объект действующий: чтобы привести его в состояние готовности, необходимо 6 часов. Бункер находится в ведении МЧС.

СЕГОДНЯ

После объединения весной 2014 года с Ботаническим садом и парком Останкино общая площадь территории ВДНХ составляет более 317 гектаров, площадь павильонов составила 134 тыс. кв. м. Возрождение Выставки началось весной 2017 года, а в 2018 году наступил этап реновации. До конца года здесь реализуют программу реконструкции, которая столь масштабно не проводилась с середины 1950-х годов. По территории прокладывается более 70 км новых электрических сетей, из которых почти 27 км в рамках общегородской программы «Чистое небо» «спрячут» под землю. Таким образом, 86% потребления электроэнергии будет запитано через новые сети, усовершенствованная кабельная инфраструктура позволит улучшить видеонаблюдение, повысив безопасность пребывания и обеспечив быстрый Wi-Fi на всей территории ВДНХ. Провода не будут мешать визуальному восприятию исторического облика Выставки и сделают ее облик более эстетичным. В рамках реновации будет обновлена система водоснабжения, не подвергавшаяся изменениям с 1954 года. Хозяйственники уложат 20 км новых водопроводных труб, проведут санацию дождевой канализации, в результате чего легендарный каскад фонтанов получит новую водонапорную систему из труб, изготовленных по современным технологиям из самых долговечных материалов. Обновят и устаревшую теплосеть Выставки, включая частичное увеличение диаметров труб и «закольцовку» системы. Всего будет заменено 31,7% теплосетей, в зоне Центральной аллеи – 100, в результате работ 77% перспективного потребления тепла будет обеспечено по новым сетям. Планируется отреставрировать и здания павильонов. 37 исторических павильонов, в том числе «Центральный» и «Земледелие» будут обновлены. 

В День космонавтики 12 апреля 2018 года на ВДНХ открылся павильон № 34 «Космос». Там будет работать новый музейный центр «Космонавтика и авиация». В церемонии открытия приняли участие Президент России Владимир Путин и Мэр Москвы Сергей Собянин.

Арка Северного входа, Дом культуры и павильон «Гидрометеорология» уже открылись после реставрации, вскоре завершится и процесс реставрации арок Центрального и Южного входов. Обновленные павильоны, получившие новые коммуникации, планируется использовать под образовательные, развлекательные и культурные проекты будущей ВДНХ. 

В предыдущие годы на ВДНХ ежегодно проводилось более 100 международных деловых выставок и конгрессов, десятки фестивалей и праздников, создавались новые экспозиции. С возрождением Зеленого театра, открытого 1 августа 2014 года, Выставка приобрела еще и статус популярной летней концертной площадки. Сейчас здесь выступают лучшие музыканты, стендап-комики, исполнители российского и мирового масштаба. 

Наступает лето, и есть надежда, что все основные работы по реконструкции ВДНХ закончатся еще до наступления сезона. Мы приглашаем всех насладиться прогулкой по обновленной территории ВДНХ, заглянуть в каждый уголок, побывать на интересных мероприятиях и показах, напитаться духом наших достижений и, конечно, насладиться великолепием каскада фонтанов. Все на ВДНХ!

Это интересно. В ходе реставрационных работ 2018 года в павильоне «Центральный» были обнаружены фрагменты живописи неизвестного автора. Об этом в своем твиттере написал мэр Москвы Сергей Собянин: «В «Центральном», одном из самых красивых павильонов ВДНХ, завершается реставрация. В начале месяца сняли леса, а на этой неделе сделали интересное открытие. В зале «Машинно-тракторная станция» архитекторы нашли фрагменты живописи. Там изображен комбайн на уборке урожая». К сообщению мэр прикрепил фотографию картины. По его словам, в ближайшее время будет определена дата ее создания и имя автора. Также мэр пообещал определиться с судьбой картины, висевшей на месте этого изображения – полотна кисти Александра Герасимова, изображающего делегатов II Всесоюзного съезда колхозников и ударников труда.

Историческая справка аббревиатур. Всесоюзная сельскохозяйственная выставка, ВСХВ – 1939-1959 годы, Выставка достижений народного хозяйства СССР, ВДНХ – 1959-1991 годы, Всероссийский выставочный центр, ВВЦ – 1992-2014 годы, с 2014 года Выставке возвращено прежнее название – ВДНХ.


поделись:

Читайте также:

Фёкла в соцсетях: