меню

Великолепный К. Дулин

Layer 1 Все новости

Появившийся на свет в 1884 году в городе Каменец-Подольский, он был истинным самородком.  Автор мегапопулярных для своего времени карикатур «из жизни студентов», знакомый со знаменитостями из мира политики и литературных кругов, он всегда держал руку на пульсе Времени и точно знал, «о чем рисовал». Но пути Господни неисповедимы – как и петля Судьбы вечного студента и баловня судьбы Владимира Федоровича Кадулина.

Однажды выходец из обедневшего дворянского рода Владимир Кадулин ничтоже сумняшися подал на имя директора Киевского художественного училища, академика архитектуры Владимира Николаевича Николаева, следующее прошение:

«В настоящее время я поставлен в очень скверное положение – у меня нет не только денег на краски, холст и т. п., но нет (и негде достать, так как живу в Киеве недавно и почти не имею знакомых) на более существенные нужды. Почему я обращаюсь к Вашему Высокородию с просьбой помочь мне, давши заимообразно 10 руб.».


Воззвание действие «возымело»: в выдаче средств бедному студенту было отказано, а его самого выперли из училища с весьма обыденной формулировкой «по причине непосещения», так как экзамены оный студент благополучно провалил…  Не окончивший курса Кадулин все же получил знания, проучившись три года до этого в Московском училище живописи, ваяния и зодчества и Санкт-Петербургском юнкерском училище, но он и представить себе не мог, какой успех ждет его впереди. Везде вокруг – в городе, в стране, а не только в художнике, кипели мрачные страсти, тучи сгущались над Российской империей. Взявшегося от безысходности за рисование рекламных плакатов Кадулина заметили, и пошло-поехало. Талантливого иллюстратора наперебой приглашают в многочисленные киевские газеты, до 1918 года он меняет и совмещает не менее десятка изданий, между делом работает в петроградском «Журнале журналов», сотрудничает с киевскими журналами, в числе которых «Гвоздь» и «Урод».


Настоящая слава пришла к Кадулину с приходом в знаменитое издательство «Рассвет», куда его пригласил известный киевский издатель Соломон Абрамов. Художник создает самую популярную свою серию – «Русские юмористические открытки». Карточки оказываются нарасхват, а сама серия отмечается золотой медалью на полиграфической выставке в Варшаве еще до завершения печати тиража. Затем последовали знаменитые кадулинские серии – «Типы студентов», «Типы курсисток», «Типы гимназистов», «Пьяная серия». Открытки имели подписи – К. Наядин, Наядин, К. Дулин, Вальдемар К., Вальдемар, монограммы В.К., К.Д. и другие. Все эти подписи, по слухам, сочинял для Кадулина сам издатель, Соломон Абрамов. В уморительной для того времени манере на карикатурах предстали типажи учащихся киевских учебных заведений, «разрисованные» по специализации, национальности и убеждениям. Объектами карикатур стали «вечные студенты», академист и студент-путеец, первокурсник и первокурсница, физик и филолог, поляк и украинец, еврей и националист, член кавказского землячества и социал-демократ, медичка и фребеличка, русская суфражистка и распорядитель танцев, персонажи «под грифом» «Не хочу учиться, а хочу жениться» и др.; в числе сюжетов юмористических рисунков наличествовал «квартирный вопрос», «проблема равновесия тел в пространстве» после вечеринки, беготня по урокам, очереди в ломбард и за билетами на галерку. Сохранились и авторские изображения современников – государственных деятелей, министров, чиновников: Витте, Пуришкевича, Юзефовича, украинского поэта Тараса Григорьевича Шевченко и русско-польско-украинского писателя Владимира Галактионовича Короленко. С 1910 по 1915 год «студенческие» серии Кадулина пережили десятки переизданий, печатаясь многотысячными тиражами, среди них были и работы карикатуриста на бытовые сюжеты, пасхальные и рождественские открытки. Тиражи давали хорошую прибыль, художник приобрел заслуженную славу и деньги, в 1910 году став инициатором Всероссийского съезда художников. В 1913-м творческая деятельность Кадулина приобретает интересный поворот – он делает зарисовки с натуры на громком уголовном процессе над Менахемом Менделем Бейлисом (12 марта 1911 года Бейлиса обвинили в ритуальном убийстве 12-летнего ученика приготовительного класса Киево-Софийского духовного училища Андрея Ющинского). Во время Первой мировой выходит серия, посвященная военно-сатирической тематике, а после 1917 года – ряд карикатур на большевиков, невероятно яркие женские и мужские образы участников Гражданской войны. 


После 1918 года следы художника теряются. В начале 1920-х Кадулин обнаруживается в эмиграции, в Стамбуле. Перебравшись в США, он продолжает работать над графикой, посвященной русской тематике, но успеха, такого как на родине, не имеет. До 1957 года, года своей смерти, русский карикатурист живет в Нью-Йорке, где и обретает последнее пристанище: Кадулин Владимир Федорович похоронен на Русском Ново-Дивеевском кладбище в местечке Нануэт, штат Нью-Йорк…

…По свидетельствам современников Кадулин никогда не вымучивал заданный сюжет, и в наши творчество карикатуриста воспринимается свежо, врезаясь в память харАктерными персонажами, гротескными и запоминающимися, жизненными. В 2015 году на родине Владимира Кадулина, в Киеве, собранные коллекционером работы художника были представлены на выставке «Юмор по-киевски». Карикатуры его эмигрантского периода долгое время кочевали по аукционам США, оседая в коллекциях истинных ценителей сатирической графики. В 2012 году открытки и биографический очерк о художнике были опубликованы в книге Сергея Сурнина «Веселый «Рассвет», или Юмор по-киевски». Мы тоже приглашаем вас насладиться работами Мастера – Владимира Федоровича Кадулина.


поделись:

Читайте также:

Фёкла в соцсетях: