меню

О Мурзилке и не только

Layer 1 Все новости

Мурзилка навсегда

«Мурзилка» – наиболее известное и невероятно популярное детское издание советской эпохи – в 2011 году был занесен в Книгу рекордов Гиннесса как «журнал для детей с самым длительным сроком издания». Издается он и сегодня, но мы хотим рассказать о том, кто трудился над номерами, которыми зачитывалось несколько поколений детей в нашей стране.

В советское время журналом с запоминающимся символом – смешным желтым щенком в красном берете, полосатом шарфе и фотоаппаратом наперевес зачитывались несколько поколений детей – ребята разучивали стихи и считалки, разгадывали загадки и шарады, с нетерпением ждали продолжения полюбившегося рассказа в следующем номере. Однако мало кто знает, что своим существованием издание обязано канадскому художнику и писателю Палмеру Коксу, который на излете XIX века выпустил цикл стихотворений про маленький народ «брауни», забавных крошечных человечков-эльфов. Всего им было выпущено 15 оригинальных книг о «брауни». Чуть позже русская писательница Анна Хвольсон, вдохновившись произведениями канадского сказочника, создала свою серию рассказов, где главным героем выступал Мурзилка – маленький человечек во фраке и с моноклем. В 1908 году популярность смешного человечка с моноклем росла как на дрожжах, именно тогда редакторы издания «Задушевное слово» и стали выпускать приложение-газету «Журнал Мурзилки». В 20-е годы издание превратилось в самостоятельный журнал, но редакции пришлось отказаться от «буржуазного» образа главного героя, и Мурзилка превратился в обычного щенка светлой масти. На страницах журнала 1924 года издания, например, щенок вместе со своим лучшим другом мальчиком Петей вместе постигают мир: летают на воздушном шаре, путешествуют с пионерами, спят в одной клетке с белым медведем и пр. 


В 1930-е годы благодаря художнику Аминадаву Каневскому Мурзилка обрел тот самый образ, в котором он дошел до наших дней. Художник придумал детали «костюма» щенка – желтый щенок щеголял в красном берете, полосатом шарфе, на плече его болтался неизменный фотоаппарат. В это время для издания пишет Аркадий Гайдар, Елена Благинина, Сергей Михалков, Даниил Хармс, Самуил Маршак, Андрей Некрасов и Саша Чёрный, присылавший свои рассказы и сказки из-за границы. В конце тридцатых годов Мурзилка исчез со страниц издания и появился только в военные годы, став мальчиком-пионером. Военные номера журнала рассказывали об орденах и меда¬лях, о военных специальностях, журнал публиковал «Героическую аз¬буку» — о героях разных национальностей, призывая детей помогать военному делу, работая в тылу. Когда война закончилась, желтый щенок вновь вернулся на страницы издания. В послевоенные годы «Мурзилка» стал невероятно популярен – журнал полюбили и дети, и родители возрождающейся советской страны, на его страницах публиковались замечательные стихи, сказки и рассказы известных детских писателей – Самуила Маршака, Виталия Бианки, Константина Паустовского, Михаила Пришвина, Евгения Шварца, Николая Носова и других популярных детских писателей. 


В 50-е годы тираж издания вырос до сумасшедших цифр – 5 000 000 экземпляров в год! «Мурзилку», пахнущую свежей типографской краской, начинали читать, не отходя от почтового ящика. В журнал писали Корней Чуковский, Юрий Нагибин, Борис Заходер, Андрей Шманкевич, Святослав Сахарнов, Любовь Воронкова и Агния Барто, Яков Аким, Виктор Астафьев, неизменные Самуил Маршак и Сергей Михалков и многие другие советские писатели. В это время издание публиковало много песенок, скороговорок, загадок, в нем появлялись новые познавательные рубрики – «Наши любимые художники» (первым в ряду был Аминадав Каневский), раздел о путешествиях «Вслед за солнышком», др. 


В 60-е для любимого журнала творили такие корифеи детской литературы, как Зинаида Александрова, Елена Благинина, Ирина Токмакова, Виктор Драгунский, Юрий Казаков, Николай Сладков, Л. Пантелеев, Владислав Бахревский, Геннадий Цыферов, Виктор Голявкин, Тимофей Белозеров, Юрий Коренец, Валентин Берестов, Юрий Коваль и другие советские писатели и поэты, оформляли такие знаменитости, как Юрий Васнецов и Владимир Фаворский, Юрий Пименов и Александр Соколов, Янина Жилите Беруте и Татьяна Маврина, Валерий Алфеевский и Юрий Фёдоров, Валентин Курдов и Геннадий Алимов и множество других невероятно самобытных художников-иллюстраторов детских книг. В 1961 году тираж «Мурзилки» составил 1 ООО ООО экземпляров, ти¬пографские машины «Молодой гвардии» не справлялись с объемом работ, на всех желающих «Мурзилки» не хватало — подписка была ограничена. Когда лимит наконец сняли, тираж немедленно вырос, и в 1965 году получилась цифра 2 800 ООО, а к 1969 году было уже 5 700 000 экземпляров.

В семидесятые годы стали выходить тематические номера «Мурзилки», посвященные географии необъятной советской Родины – ее морям, озерам, рекам, лесам, степям, горам и пустыням. Ежемесячно выходили номера, рассказывающие о Космосе и его покорителях, посвященные животным и птицам, сказкам, на страницах журнала стали появляться произведения зарубежных авторов – Отфрида Пройслера, Дональда Биссетга, Астрид Линдгрен, Туве Янссон, др. В 1977–1983 годах в журнале печаталась детективно-загадочная история писателя, художника и иллюстратора Александра Семёнова «Двенадцать агентов Ябеды-Корябеды», а в 1979 году – научно-фантастические сны «Путешествия туда и обратно», оформленные автором. 


Случались в истории издания и казусы, связанные с тем, что «Мурзилка» постоянно находился под пристальным вниманием комсомольской организации (журнал издавался под патронажем ВЛКСМ). Комсомольские вожаки внимательно следили за тем, чтобы даже сказочные персонажи «Мурзилки» соответствовали моральному облику строителя коммунизма. Так, однажды, это случилось уже в 1970 году, в журнале напечатали стихотворение Юрия Коринца «Луна-16», в котором поэт написал о том, как на ночное наше светило опускается «Луна-16», Лунник, и как под изумленными взглядами звезд «набирает он луны полные карманы». Вскоре после выхода номера главному редактору Анатолию Васильевичу Митяеву, бессменно руководившему журналом с 1961 года, объяснили в ЦК ВЛКСМ, что советскому Луннику не к лицу действовать столь воровато...

Во время перестройки журналом стала руководить Татьяна Филипповна Андросенко. Именно благодаря ей издание не кануло в безызвестность. Тираж упал, типографии отказывались его печатать, но все эти проблемы были решены, даже стали появляться новые авторы. В это время «Мурзилка» знакомит своих маленьких читателей и с произведениями писателей, творивших в 20-40-х годах прошлого века: в номере 1989 года со стихами Даниила Хармса, а в 1998 году – Марины Цветаевой, предлагает множество развивающих игр, интересных рассказов и иллюстрированных историй, проводит конкурсы, знакомит маленьких читателей с волшебным миром современной сказки.


В настоящее время «Мурзилка» – это современное глянцевое издание, которое не отступило от своих традиций: поиска новых молодых талантливых авторов, наполнения журнала богатым содержанием, чтобы кроме развлекательной функции издание выполняло также образовательно-познавательную функцию, воспитывая в детях любознательность, любовь к родной природе, стране, уважение к труду и взрослым. 

Советский комикс 

Малыши обожают рассматривать забавные и веселые картинки. Именно такое название – «Весёлые картинки» и получил в 1956 году один из детских юмористических журналов для детей от 4 до 8 лет. Он стал первым семейным журналом, который ждали и любили не только детишки, но и их родители, а также первым комиксом, изданным в СССР. Идея создания «Веселых картинок» принадлежит главному редактору журнала Ивану Максимовичу Семенову – народному художнику СССР, карикатуристу газеты «Крокодил». Вместе со своим другом художником Виталием Стацинским он привлек к работе над новым детским изданием своих коллег – известных художников, академиков Аминадава Каневского и Алексея Лаптева, карикатуристов Евгения Ведерникова и Константина Ротова, одного из зачинателей советской мультипликации Владимира Сутеева, художников Михаила Битного и Бориса Фридкина, талантливых графиков Виктора Чижикова и Юрия Федорова, иллюстратора детских книг Анатолия Елисеева. 


Иван Максимович придумал и нарисовал главного героя, ставшего символом журнала – Карандаша, забавного человечка с красным грифелем вместо носа и красным бантом на шее, одетого в нарядную синюю блузу, зеленые брюки и элегантный берет. В каждом номере «Веселых картинок» публиковались увлекательные истории про «веселых человечков» – Карандаша и его друзей – Самоделкина, Буратино, Чиполлино и Незнайку. По сути эти иллюстрированные истории с остроумными подписями под ними были первыми комиксами, опубликованными в СССР. На страницах журнала печатались сказки, приключенческие рассказы, считалки, загадки, игры, в рубрике «Школа Карандаша» детей учили рисовать, в «Школе Самоделкина» – мастерить игрушки, а в «Веселой азбуке» знакомили с буквами. Издание проводило ежегодный конкурс на лучший детский рисунок, свои гениальные стихотворения и рассказы для «Веселых картинок» писали Самуил Маршак, Борис Заходер, Корней Чуковский, Агния Барто, Сергей Михалков. 


«Веселые картинки» быстро стали наиболее читаемым детским журналом в Советском Союзе, его ждали с трепетом и малыши, и их родители. Журнал был дифицитным, пописаться на него было очень непросто. В середине 70-х годов были сняты ограничения по печати, и тираж «Веселых картинок» стал стремительно расти. К 1980 году журнал печатался уже в 9 150 000 экземплярах. В это время он уже имел на своих страницах традиционный логотип, состоящий из «букв-человечков», придуманный в 1979 году художником Виктором Пивоваровым. 

В 1976 году главным редактором «Веселых картинок» стал замечательный художник Рубен Варшамов. Именно он позвал в издание Виктора Пивоварова и  других талантливых художников, среди которых были сотрудничавшие с «Крокодилом» и «Мурзилкой» Валерий Дмитрюк, Олег Эстис и Александр Наумович Митта, режиссер и будущая звезда российского кинематографа, художники-иллюстраторы «Детгиза» Илья Кабаков и московский художник-концептуалист Эдуард Гороховский, писатель и художник Валерий Горбачев, карикатуристы нового поколения Сергей Тюнин и Олег Теслер, «папа льва Бонифация» Сергей Алимов и «мама ёжика в тумане» Франческа Ярбусова. Для журнала писали тогда еще никому не известные поэты Эдуард Успенский и Юрий Кушак, сказочник Андрей Усачев, блистательный выдумщик и юморист Григорий Остер, создавали свои невероятные головоломки и лабиринты авторы занимательных детских игр Евгений Милутка, Феликс Шапиро, Эдуард Назаров и Александр Черенков. 


Надо сказать, что «Веселые картинки» был единственным печатным изданием в СССР, которое не подвергалось цензуре и не публиковало обязательных для всей прессы печальных извещений о смене руководителей советского государства. Фонтанирующий идеями, молодой творческий коллектив «ВК» воплощал на страницах журнала то, что было невозможно в серьезных, «взрослых» изданиях. При этом редакция всегда учитывала, что аудитория «Веселых картинок» – это семья, маленьким детям журнал читают родители, а дети постарше нуждаются в одобрении взрослых – хорошо ли выполнено задание, правильно ли отгадана загадка. Учитывалось и то, что дети младших классов обладают повышенной речевой одаренностью, чуткостью к звучанию и значению слов. Авторы старались, чтобы при всей своей образности и литературном богатстве язык журнала был живым и доступным для малышей. Не забывала редакция «Веселых картинок» и о юморе – этом волшебном инструменте воспитания детей младшего возраста.

Вот, к примеру, «Урок фантазии» Юрия Дружкова: 

«Волшебник без фантазии всё равно что велосипед без колёс, фонарик без батарейки, мальчик без царапин и синяков, луна без неба, рыбка без воды, огурчик без пупырышков, мышонок без хвостика. Вот какая важная штука –  фантазия… На этом уроке, дорогие мои будущие волшебники, вы станете рассказывать мне самые разные небылицы, кто какую придумает… Я буду ставить вам отметки. За каждое правдивое слово на уроке фантазии отметка будет снижена. Кто не сложит небылицу, тот получит единицу» («Веселые картинки, № 8 1974 год). 

Как видим, автор прибегает к сравнению, пытаясь показать, что такое волшебник без фантазии. Непонятные слова «волшебник» и «фантазия» объясняются через узнаваемые наглядные аналогии: «велосипед без колёс, фонарик без батарейки, мальчик без царапин и синяков, луна без неба, рыбка без воды, огурчик без пупырышков, мышонок без хвостика». Юных читателей вовлекают в игру, разъясняя, что же такое «фантазия» – то, чего не существует в реальности, то, что неправда: «Кто не сложит небылицу, тот получит единицу». Игра тоже узнаваемая, с системой отметок, как в школе. В этом коротком фрагменте сочетаются познавательная, воспитательная и рекреативная функции. Учтено в журнале было и то, что маленькие дети быстро устают и нуждаются в частой смене занятий –  на каждой странице «Веселых картинок» печаталось новое задание, новая игра, стихотворение, рассказ и т.д.


В этом формате «Веселые картинки» сохраняются и сегодня. И сейчас на страницах журнала ежемесячно публикуются всеми любимые комиксы, рисованные истории про любимых героев, стихи авторов советского времени, рассказы и истории современных детских писателей, занимательные игры, ребусы, загадки и лабиринты, любопытные задания, искрометные шутки и, конечно же, забавные и яркие веселые картинки! 

поделись:

Читайте также:

Фёкла в соцсетях: