меню

Константин Паустовский. Не кривя душой

Layer 1 Все новости

Константин Паустовский был одним из тех немногих художников своего времени, которые не изменили своему таланту и человеческой порядочности. Да, он стал известным писателем в СССР благодаря своей повести «Кара-Бугаз», названной романтико-революционным произведением, но и она, и книга очерков «Великан на Каме» в определенной степени явились компромиссными по отношению к центральной линии партии в области литературы, однако не отняли у него честности художника, приверженного русской литературной традиции, основанной на красоте русского языка и гуманистической идее и ставящего выше всего задачи искусства.

Паустовский много писал и для детей. Совершенно особое место в творчестве писателя занимают его рассказы и сказки о природе и животных. Они написаны таким трогательным, легким и таким простым языком, будто Константин Георгиевич боялся поранить нежные детские души! «Теплый хлеб», «Стальное колечко», «Заячьи лапы», «Барсучий нос», «Кот Ворюга». .. Кто не читал в детстве его проникновенный рассказ «Теплый хлеб» о Фильке и раненом коне или Растрепанный воробей о размышляющем воробье по имени Пашка! Многие рассказы Паустовского входят в школьную программу по русской литературе для начальных и средних классов как один из сюжетных и стилистических образцов пейзажной и лирической прозы. Да, его лиричные произведения и удивительный талант заставляют воображение работать на полную катушку! Наверно, с его жизнью и жизнеощущением, по-другому и писать было невозможно. Не случайно знакомые в шутку звали писателя «доктором Паустом».


Он пережил две революции и три войны. Работал кондуктором и вожатым на московском трамвае,  служил санитаром на тыловом и полевом санитарных поездах. Работал на Брянском металлургическом заводе, на металлургическом заводе втЮзовке, на котельном заводе в Таганроге. Был даже рыбаком в рыбачьей артели на Азовском море.

К слову, мама писателя Мария Паустовская была дочерью служащего на сахарном заводе, и обладала властным характером. Она очень серьезно относилась к воспитанию детей, и была убеждена, что только при строгом и суровом обращении с детьми можно вырастить из них «что-нибудь путное»...

С начала Февральской революции уехал в Москву, работал репортером в газетах. В Москве  стал свидетелем Октябрьской революции 1917 года.


Во время гражданской войны он жил на Украине. В декабре 1918 года в Киеве был призван в украинскую армию гетмана Скоропадского, а после очередной смены власти - в Красную Армию, в караульный полк. Несколько дней спустя один из караульных солдат застрелил полкового командира, полк был расформирован.

Он жил в Одессе, Сухуми, Батуми, Тбилиси, Ереване, Баку, Персии. В 1923 году вернулся в Москву и несколько лет работал редактором Российского телеграфного агентства (РОСТ). С началом Великой Отечественной войны стал военным корреспондентом. В середине августа вернулся в Москву и был оставлен для работы в аппарате ТАСС. По требованию Комитета по делам искусств писателя освободили от службы для работы над новой пьесой для МХАТа, и Паустовский эвакуировался с семьей в Алма-ату. Там работал над пьесой «Пока не остановится сердце», посвященной борьбе с фашизмом, романом «Дым отечества», написал несколько рассказов.

Постановку пьесы готовил московский Камерный театр, эвакуированный в Барнаул. И Паустовский полгода провел в Барнауле и Белокурихе. Тот период своей жизни он назвал «Барнаульские месяцы». Премьера пьесы «Пока не остановится сердце» состоялась в Барнауле 4 апреля 1943 года.

В 1950-е годы Паустовский жил в Москве и в Тарусе. Более десяти лет он вел семинар прозы в Литературном институте имени Максима Горького, был заведующим кафедрой литературного мастерства и выпустил много талантливых писателей. Среди тех, кто вошел в мир литературы, благодаря Константину Паустовскому, – Юрий Бондарев, Юрий Трифонов, Булат Окуджава, Юрий Казаков, Владимир Корнилов...


Марлен Дитрих, выступавшая 1964 году ЦДЛ, встала перед Константином Паустовским на колени, когда тот, уже больной, слабый, поднялся к ней на сцену. «Однажды я прочитала рассказ «Телеграмма» Паустовского. (Это была книга, где рядом с русским текстом шел его английский перевод.), - писала Дитрих в своей книге «Размышления». - Он произвел на меня такое впечатление, что ни рассказ, ни имя писателя, о котором никогда не слышала, я уже не могла забыть. Мне не удавалось разыскать другие книги этого удивительного писателя. Когда я приехала на гастроли в Россию, то в московском аэропорту спросила о Паустовском. Тут собрались сотни журналистов, они не задавали глупых вопросов, которыми мне обычно досаждали в других странах. Их вопросы были очень интересными. Наша беседа продолжалась больше часа. Когда мы подъезжали к моему отелю, я уже все знала о Паустовском. Он в то время был болен, лежал в больнице. Позже я прочитала оба тома «Повести о жизни» и была опьянена его прозой. Мы выступали для писателей, художников, артистов, часто бывало даже по четыре представления в день. И вот в один из таких дней, готовясь к выступлению, Берт Батрак и я находились за кулисами. К нам пришла моя очаровательная переводчица Нора и сказала, что Паустовский в зале. Но этого не могло быть, мне ведь известно, что он в больнице с сердечным приступом, так мне сказали в аэропорту в тот день, когда я прилетела. Я возразила: «Это невозможно!» Нора уверяла: «Да, он здесь вместе со своей женой»... По окончании шоу меня попросили остаться на сцене. И вдруг по ступенькам поднялся Паустовский. Я была так потрясена его присутствием, что, будучи не в состоянии вымолвить по-русски ни слова, не нашла иного способа высказать ему свое восхищение, кроме как опуститься перед ним на колени. Волнуясь о его здоровье, я хотела, чтобы он тотчас же вернулся в больницу. Но его жена успокоила меня: «Так будет лучше для него».

Он дважды был номинирован на Нобелевскую премию по литературе. И в силу политических причин не был ее удостоен.

Паустовский был очень честным писателем. Писал открыто, хотя и романтично. Об успехе Константина Паустовского Корней Чуковский написал точно: «Слава писателю, который за всю жизнь не написал ни одной фальшивой или криводушной строки...»

Таким же «некриводушным» он был и в жизни - на протяжении ее всей не участвовал ни в одной кампании против кого-либо, не подписал ни одного письма или выступления против собратьев по перу! Но поставил подписи под письмами в защиту Александра Солженицына, Иосифа Бродского, Юлия Даниеля и Андрея Синявского. Широкую известность приобрела речь писателя в защиту Владимира Дудинцева на обсуждении его романа «Не хлебом единым» в Центральном Доме литераторов.

Константин Паустовский с женой Татьяной Евтеевой и сыном Алешей

Именно благодаря Паустовскому вышли бесцензурные сборники «Литературная Москва» (1956) и «Тарусские страницы» (1961), ставшие одними из самых известных сборников эпохи. В «Тарусских страницах», например, были опубликованы сорок стихотворений Марины Цветаевой, имя и творчество которой еще оставалось под запретом для читателей (такая вот хитрость). Также сборники объединили имена таких авторов как Надежда Мандельштам, Булат Окуджава, Юрий Казаков, Владимир Корнилов, Наум Коржавин, Борис. Слуцкий, Николай Заболоцкий ...

В 1965 году Паустовский подписал письмо с ходатайством о предоставлении Александру Солженицыну квартиры в Москве, а в 1967 году поддержал Солженицына, написавшего письмо IV Съезду Советских писателей с требованием отменить цензуру литературных произведений. В 1966 году он подписал письмо 25-и деятелей культуры и науки генеральному секретарю ЦК КПСС Леониду Брежневу против реабилитации Сталина. Журналист Валерий Дружбинский, работавший у Константина Паустовского литературным секретарем писал в своих воспоминаниях: «Удивительно, но Паустовский ухитрился прожить время безумного восхваления Сталина и ни слова не написать о вожде всех времён и народов. Ухитрился не вступить в партию, не подписать ни единого письма или обращения, клеймящего кого-нибудь. Он изо всех сил пытался остаться и поэтому остался самим собой».

Уже тяжело больной Паустовский направил письмо председателю Совета министров СССР Алексею Косыгину с просьбой не увольнять главного режиссера Театра на Таганке Юрия Любимова. Потом последовал телефонный разговор с Косыгиным, в котором Константин Георгиевич сказал: «С вами говорит умирающий Паустовский. Я умоляю вас не губить культурные ценности нашей страны. Если вы снимете Любимова, распадется театр, погибнет большое дело». Приказ об увольнении не был подписан...

Долгое время Константин Паустовский болел астмой, перенес несколько инфарктов. Умер писатель 14 июля 1968 года в Москве. По завещанию, похоронили Паустовского на кладбище его любимой Тарусы - над крутым берегом реки Таруски.

поделись:

Читайте также:

Фёкла в соцсетях: