меню

Дивное Дивеево

Layer 1 Все новости

Свидетельств о том, какие чудесные изменения происходят с людьми, посетившими эти благодатные места, я слышала и читала много. Паломники со всех концов России приезжают в Дивеево, чтобы духовно очиститься, исцелиться, решить насущные проблемы – молятся о том, чтобы выздоровел ребенок или БОГ даровал долгожданного первенца, просят о даровании согласия, любви, покоя. Люди ВЕРЯТ, и это дает надежду на духовное возрождение страны…

В Дивеево, или, как его часто называют, Дивное Дивеево, чтобы укрепиться в Вере и прикоснуться к святыням, я стремилась давно, но все как-то не складывалось. И вот, когда моя родственница предложила мне поехать туда, я ни минуты не раздумывала – конечно же едем!


От Москвы до Дивеево 450 километров пути, но какого! Как только выезжаешь за МКАД, пейзаж за окном автобуса, да и сама атмосфера, меняются кардинально. Тут и воздух, и краски, и тишина – все другое! И время течет как-то медленно, будто сочится… В нашем автобусе кроме нас еще 60 паломников, так же, как и мы, в состоянии воодушевления, мы молимся нараспев и слушаем нашего экскурсовода Аллу Александровну, которая рассказывает нам о волшебной Дивееской обители, которая и есть конечный пункт нашего путешествия.

Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь располагается в почти 500 километрах от Москвы, в селе Дивеево Нижегородской области, и почитается православными как четвертый удел Пресвятой Богородицы. Эта земля находится под особым покровительством Божией Матери наряду с Иверией, Святой горой Афон и Киево-Печерской Лаврой... 

Выехав в 10 вечера из Москвы, под утро мы приезжаем на источник Серафима Саровского, он находится всего в 12 километрах от Дивеевской обители, возле села Цыгановка. Источник огибает русло протекающей здесь реки Сатис, на его берегах несколько деревянных купелей, детские горки и высокая деревянная часовня. Вокруг – тишина, вода прозрачная и холодная как лед, но желающих окунуться хоть отбавляй. Окунаются с головой, яро, истово, жизнерадостно. Стоит ли говорить о чудесном состоянии и приливе энергии сразу после такого «купания»?! Согреться можно чаем или кофе в близлежащих павильонах – они работают тут с самого раннего утра. 


В Дивеево мы в 7 утра. Местная территория и храмы такой красоты, что дух захватывает. Все здесь бережно ухожено, воздух напоен запахом сирени, а в атмосфере будто разлита Божья благодать. В сердце, несмотря на усталость от бессонной ночи, поселяется радость. Среди прочих сразу выделяю бирюзовый с серебряными куполами Троицкий, белоснежный с золотыми куполами Преображенский и старинный, не такой высокий, но обширный Казанский соборы. В Казанском соборе находятся мощи преподобных жен Дивеевских Александры, Марфы и Елены и блаженных Пелагии, Параскевы и Марии, службы тут отправляются только для сестер монастыря. Троицкий собор, Собор Троицы Живоначальной, – главный храм Дивеевской обители, в нем установлена рака со святыми мощами преподобного Серафима и хранятся некоторые его личные вещи. В златоглавом Спасо-Преображенском соборе литургии проходят ежедневно для всех желающих. 

На входе в храмы и на самой территории Дивеевской обители много лавок. В них можно купить иконы, святые книги, масло, свечи, четки, карманные молитвенники, пакетики для сухариков и бутылочки для святой воды и масла, крестики, медальоны. Повсюду расставлены беседки, в которых можно набрать святой воды из святых подземных источников. Истинное сокровище Дивеево – целебное маслице батюшки Серафима, дивеевские сухарики и святая землица. Масло продается во всех лавках, сухарики насыпают в деревянной часовенке в конце Святой Канавки, и землицу можно взять там же. «Земелька эта будет как золото цениться», – предрекал батюшка. Вот и мы, как и все паломники, взяли земельки со Святой Канавки – ею, говорят, можно лечиться, прикладывая наподобие компресса к больным местам или иметь дома как оберег.

Святая Канавка среди многих святынь Дивеева занимает особое место. Преподобный Серафим говорил, что Канавка – это стопочки Божией Матери: Царица Небесная Сама Своим пояском измерила и ежедневно проходит по Канавке, обходя Свой Удел и благословляя всех. Кто Канавку с молитвой пройдет, да полтораста «Богородиц» прочтет, тому все тут: и Афон, и Иерусалим, и Киев – повторял старец. Святую Канавку начали сооружать еще при жизни Святого, которому это повелела сделать Сама Царица Небесная. Богородица 12 раз являлась Серафиму, а он говорил: «Я по своей воле в монастыре ни одного камешка не поставил, только по указанию Царицы Небесной». Однажды умиленный святым местом, указанным ему самой Богородицей, преподобный Серафим сказал сестрам: «Если бы вы знали, какая это Канавка, – это ограда до небес!» Я это почувствовала, медленно двигаясь по мостку над Святой Канавкой вслед за другими паломниками. Прочитав молитву 150 раз с верой и надеждой, я почувствовала необыкновенное душевное успокоение...

Дивеевские источники

Самый близкий к Дивеевскому монастырю – источник матушки Александры, он расположен у входа Казанского храма. Там одна купальня, мужчины и женщины окунаются по очереди. Обычно много народу. Если пройти по дорожке дальше метров 100, увидим Иверский источник. Открытая купель. Очень приятный. Народу немного. Если выйти из монастыря со стороны Канавки, пройти мимо ларьков, через дорогу, немного налево и вниз около километра (дорогу подскажет почти каждый) попадаем еще на три источника. Казанский (совсем маленький), Пантелеймона и Умиление (большие купальни). Очередь здесь, если есть, движется очень быстро. Во всех этих источниках купаются в рубашках (рубашки для купания продаются во всех ларьках на территории Дивеево), но по нашим наблюдениям можно окунаться и раздетыми. Источник Пантелеймона самый глубокий, тут нужно быть очень аккуратными с детьми. Если от этих источников идти дальше от монастыря вниз через поле (около 2 км), можно совершить омовение еще в двух источниках – Архангела Михаила (вода бьет из трубы в реку) и Всецарица (видны ключи, бьющие из-под земли), над ними поставлены кресты. Это менее благоустроенные и посещаемые источники, но вода в них удивительно холодная, вкусная, светлая, а когда идешь от источников обратно, открывается удивительно красивый вид: поле, цветы, небо и в нем – золотые купола Преображенского собора… После купания в одном или нескольких дивеевских источниках детки очень крепко спят, а взрослым просто становится хорошо и спокойно. 


Вымоленные дети 

Император Николай II со всей своей семьей принимал личное участие в торжестве прославления Святого преподобного Серафима Саровского. Вся Царская семья с трепетом и молитвой посетила главные святыни Сарова и Дивеева. От Блаженной Прасковьи Ивановны Императрица Александра Федоровна получила обнадеживающее пророчество – у нее родится сын. В царской семье в то время было четыре дочери, и Александра Федоровна много молилась именно о сыне. Через год после посещения Дивеева пророчество сбылось – у Императора Николая II родился наследник, царевич Алексей. В честь этого памятного события сестры Дивеевского монастыря посадили за Канавкой лиственницу, которая до сих пор растет и слывет в народе «Царской лиственницей». И сегодня мамы и папы, испытывающие проблемы в деторождении, молятся в местных храмах и приходят к царской лиственнице в надежде на Божью помощь и получают ее.

Памятник царской семье

Есть в Дивеево и памятник царской семье. Известный факт – царь Николай Второй способствовал канонизации Серафима Саровского. Вопрос о канонизации известного исцелениями и славой народной старца поднимался еще в 1883 году – при Александре Третьем. Тогда начальник московских женских гимназий Викторов в письме обер-прокурору Константину Победоносцеву предложил «ознаменовать начало царствования императора Александра III открытием мощей благочестивого, всей Россией чтимого угодника». Но ответа не последовало, позднее были отвергнуты и другие частные предложения. В 1894 году по инициативе игумена Рафаила (Трухина), настоятеля Саровской обители, было составлено подробное жизнеописание Серафима Саровского, в котором были отражены документально подтвержденные свидетельства о 94 чудесах из жизни подвижника, однако Синод в канонизации снова отказал. И только после того как была опубликована книга «Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря», которую архимандрит Серафим в обход Синода передал Николаю Второму после личной аудиенции у государя, ситуация начала меняться. Весной 1902 года обер-прокурор Константин Петрович Победоносцев был приглашен императором на семейный завтрак, за которым царь предложил уже через несколько дней предоставить указ о прославлении Серафима Саровского. Победоносцев выразил удивление, сказав, что такая поспешность кажется ему неуместной, когда речь идет о прославлении человека, но императрица возразила: «Государь все может». Так предложение стало приказом. 


«Того царя, который меня прославит, и я прославлю» – сказал старец Серафим, и пророчество сбылось. Однако памятник царской семье появился в Дивеево лишь в прошлом году. Идея создания монумента принадлежит Нижегородской епархии и Фонду святителя Василия Великого. Торжественная церемония открытия состоялась на Соборной площади 31 июля. В начале торжественной церемонии митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий совершил чин освящения памятника, а митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий призвал россиян хранить веру православную, почитая ее небесных заступников: «Наше духовное возрождение – это подвиг новомучеников и исповедников российских, и во главе этого подвига стоит венценосная Царская семья», – сказал священник. Учредитель Фонда святителя Василия Великого Константин Малофеев поздравил всех православных христиан с возвращением Царской семьи в Дивеево: «Перед вами первый иконографический памятник: святые царственные страстотерпцы стоят так же, как на наиболее почитаемых иконах – они держат в руках кресты, олицетворяя то, как безропотно нужно нести свой крест». Произнес свою речь на открытии памятника царской семье и губернатор Нижегородской области Валерий Шанцев: «Только любовь к ближнему продвигает любой общественный строй к новым свершениям, к новым достижениям. И эта историческая память должна всегда быть с нами», – сказал он.

3,5-метровая бронзовая композиция весом более одной тонны представляет собой всю семью Романовых в праздничном царском убранстве с крестами и свечами в руках, идущими к храму. Памятник был отлит на скульптурно-производственном комбинате «Лит АРТ» в городе Жуковском на народные средства – 16 миллионов рублей. Автор скульптуры – Ирина Макарова – преподает в Академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова. 

Место установки памятника – в Свято-Троицкой Серафимо-Дивеевской обители – выбрано не случайно: царь Николай Второй лично принимал самое живое участие в канонизации основателя Дивеевской обители. Но почему все-таки Серафим – Саровский? 

Саровская пустынь

Город Саров, расположенный на территории Мордовии, колыбель православной веры, с 1946 года является закрытым «наукоградом». Именно здесь – в Свято-Успенском мужском монастыре, в Саровской пустыни, иеромонахом подвизался преподобный отец Серафим. Обитель была основана в начале XVII века в Темниковском уезде Тамбовской губернии. Место это особое: главный храм обители – церковь Божией Матери «Живоносный Источник» – был построен в лесу на народные пожертвования всего за 50 дней. День освящения церкви Живоносного Источника по монастырской традиции всегда считался днем официального основания Саровской пустыни и торжественно отмечался в Сарове. Устав монастыря был строгий (позднее устав Саровской пустыни был принят такими монастырями России, как Санаксарский и Валаамский, Флорищева и Высокогорная пустыни и др.), в обители было установлено церковное пение древнего образца – столповое, знаменного распева, исполнявшееся в унисон. Посещавшие Саровскую пустынь богомольцы писали, что напевы были древние, совершенно особые, протяжные, напоминавшие ветер, который гулял и шумел по обширному Саровскому лесу. Отличалась Саровская пустынь и своими насельниками, среди которых были строитель Дорофей, строитель Ефрем, игумен Назарий, Марк-молчальник, и, конечно, Святой преподобный Серафим Саровский. Он пришел в Саров в 19 лет и всю жизнь подвизался в пустыни. Став отшельником, Серафим жил в лесу, в пяти километрах от монастыря. Зимой и летом он носил одну и ту же одежду, питался снытью, мало спал, строго постился, читал священные книги, ежедневно подолгу молился. Известен его духовный подвиг стояния на камне: тысячу дней и тысячу ночей старец провел в подвиге столпничества на каменном валуне. В 1807 году преподобный принял на себя иноческий подвиг молчания, старался ни с кем не встречаться и не общаться. В 1810 году он возвратился в монастырь, но ушел в затвор (уединение в постоянной молитве) до 1825 года. После окончания затвора принимал многих посетителей из монашествующих и мирян, имея, как сказано в житии, дар прозорливости и исцеления от болезней. Его посещали также знатные люди, в том числе царь Александр Первый. Ко всем приходящим к нему обращался словами «радость моя» и в любое время года приветствовал словами «Христос воскресе!». Преподобный Серафим Саровский был основателем и постоянным покровителем Дивеевской женской обители, которой оказывал особое попечение по наказу Самой Пресвятой Богородицы. Его наставлениями и молитвами Дивеевская община росла и укреплялась, насельницы монастыря бережно сохранили наставления и предсказания великого старца. Скончался святой старец 2 января 1833 года в своей келье в Саровском монастыре во время коленопреклоненной молитвы. Ныне его святые мощи как «великая святыни» пребывают в Свято-Троицком соборе Дивеевского монастыря…


Светильник земли русской, препоподобный Серафим Саровский, в миру Прохор Исидорович Мошнин, родился 30 июля 1754 года. Его отец был купцом и владел несколькими небольшими кирпичными заводами в городе Курске, занимался строительством. В конце жизни отец начал постройку собора, но скончался до завершения работ. Все оставшиеся дела, связанные со строительством храма в Курске, продолжила его супруга. Прохор, как и его старший брат Алексей (потомки его и сейчас живут в городе Курск), остался на попечении своей матери, которая воспитала в нем глубокую Веру. В возрасте семи лет он упал с колокольни строящегося Сергиево-Казанского собора на месте сгоревшего ранее храма Преподобного Сергия Радонежского, но остался невредим. В десять лет Прохор, тяжело заболел. Мальчик все никак не выздоравливал. В одну из тяжких ночей он увидел во сне Божию Матерь, которая пообещала помочь ему. Во время Крестного хода мимо дома Мошниных проносили икону Знамения Пресвятой Богородицы. Мать вынесла Прохора на улицу, чтобы он приложился к иконе. После этого мальчик пошел на поправку и полностью излечился. В 17 лет юноша совершил путешествие в Киево-Печерскую лавру в качестве паломника, там он узнал место, где будет пострижен в монахи. После многих лет послушания и отшельничества, суровой аскетичной жизни вдали от мира, став преподобным отцом Серафимом, он творил чудеса исцеления, умел предсказывать будущее и основал Дивеевскую женскую обитель. 31 июля и 1 августа в Свято-Троицком Серафимо-Дивеевском женском монастыре проходят празднества, посвященные памяти преподобного Серафима Саровского, святого, которого почитают в России тысячи верующих. Однако судьба его – как это было при земной жизни святого, так и в памяти человеческой –  претерпела множество преград. Так, во времена советской власти мощи Серафима Саровского были попросту утеряны, возрождение памяти старца и упокоение его мощей произошло уже в наше время… 

Хронология событий:

•В ноябре 1920 года прошедший в Темникове IX уездный съезд Советов принял решение о вскрытии раки с останками Преподобного Серафима Саровского. 

•17 декабря 1920 года было произведено вскрытие мощей с составлением акта. В 1922 году мощи были изъяты и перевезены в Москву, в Музей религиозного искусства в Донском монастыре. А в храме в честь преподобного Серафима, освященном в 1914 году в Донском монастыре, в 1927 году был построен один из первых в СССР крематориев. 

•Осенью 1990 года в запасниках Музея истории религии в Казанском соборе Ленинграда были найдены неизвестные останки, не проходящие по описи. В декабре 1990 года останки были освидетельствованы комиссией в составе епископа Тамбовского Евгения (Ждана) и епископа Арсения (Епифанова). Комиссия, руководствуясь актом освидетельствования останков отца Серафима в 1902 году и актом вскрытия мощей, установила, что останки являются мощами преподобного Серафима Саровского.

•11 января 1991 года состоялась передача мощей Серафима Саровского. 6–7 февраля 1991 года при участии Патриарха Алексия II мощи святого старца были доставлены в Москву из Троицкого собора Александро-Невской Лавры и Крестным ходом перенесены в Богоявленский кафедральный собор.

•28 июля 1991 года Крестный ход с мощами преподобного Серафима Саровского отправился из Москвы. 1 августа 1991 года при большом стечении народа мощи Святого Серафима Саровского встречали в Дивеевском монастыре.

•17 июля 2006 года Священным Синодом принято решение об открытии Успенской Саровской пустыни.

•С 29 по 31 июля 2007 года в селе Дивеево Нижегородской области проходили торжества, посвященные Дню памяти преподобного Серафима Саровского. Их посетили свыше 10 000 паломников.

•В сентябре 2007 года впервые совершен молебен преп. Серафиму как покровителю ядерщиков.

•В 2011 году именем Серафима Саровского была названа улица в Батайнице, пригороде Белграда (Сербия); ранее улица, названная в честь святого, носила название «Партизанские базы».

•В августе 2011 года освящен памятник святому отцу чудотворцу в Екатеринбурге.

•Имя «Серафим Саровский» носит один из катеров Балтийского флота ВМФ России.

•28 июля 2016 года в День крещения Руси был освящен памятник в городе Орле. Чин освящения провел Патриарх Кирилл, находившийся с визитом в Орле по случаю 450-летия города. 

ПРОРОЧЕСТВА СЕРАФИМА САРОВСКОГО

«Они дождутся такого времени, когда и без того очень трудно будет Земле Русской, и в один день и в один час, заранее условившись о том, поднимут во всех местах Земли Русской, и в один день и в один час, заранее условившись о том, поднимут во всех местах Земли Русской всеобщий бунт, и, так как многие из служащих тогда будут и сами участвовать в их злоумышлении, то некому будет унимать их, и на первых порах много прольется невинной крови, реки ее потекут по Земле Русской, много дворян, и духовенства, и купечества, расположенных к Государю, убьют…» (1832) 


Господь не попустит разрушиться до конца Земле Русской, потому что в ней одной преимущественно сохраняется еще Православие и остатки благочестия христианского... У нас вера Православная, Церковь, не имеющая никакого порока. Ради сих добродетелей Россия всегда будет славна и врагам страшна и непреоборима, имущая веру и благочестие - сих врата адовы не одолеют. Господь помилует Россию и приведет ее путем страданий к великой славе... (1833)

Перед концом времен Россия сольется в одно море великое с прочими землями и племенами славянскими, она составит одно море или тот громадный вселенский океан народный, о коем Господь Бог издревле изрек устами всех святых: «Грозное и непобедимое царство всероссийское, всеславянское — Гога Магога, пред которым в трепете все народы будут». И все это, все верно, как дважды два четыре, и непременно, как Бог свят. 

ВОЗРОЖДЕНИЕ

Перед своей кончиной в январе 1833 года Святой преподобный Серафим говорил, что должен быть в Дивеевской обители еще один храм, который встанет в одну линию с колокольней и Троицким собором в конце Святой Канавки. Этим храмом стал Благовещенский собор, который был заложен на территории Свято-Троицкого Дивеевского женского монастыря 26 апреля 2012 года. За архитектурную основу собора взят храм московского Заиконоспасского монастыря, построенного в стиле, близком к русскому барокко начала XVIII века. В этом стиле был возведен и самый первый храм Дивеевской обители – Казанская церковь. Сейчас в храме идут отделочные работы, но один из его 12 пределов уже открыт и был освещен в мае этого года. За счет галерей собор сможет принять примерно 1200 человек, на хорах можно будет разместить еще 800 человек. Проект, по которому он возводится, разработан в «Мастерских Андрея Анисимова», архитекторы говорят, что храм уже претерпел множество изменений, и считают это Промыслом Божьим.

Строительство Благовещенского собора – это первая ласточка: власти Нижегородской области и правительство обещают продолжить реконструкцию храмов и восстановление территорий Дивеевской и Саровской обителей. В 2017 году на заседании попечительского совета по возрождению Саровской и Дивеевской обителей, который создан по благословению Патриарха Кирилла и призван способствовать восстановлению исторического облика обителей, претерпевших изменения в советское время, выступил Полномочный представитель президента в Приволжском федеральном округе Михаил Бабич. «В пик паломнических поездок количество желающих посетить обители в несколько раз превышает возможности их размещения. Поэтому сегодня есть необходимость оценить состояние инфраструктуры объектов и создать все условия для того, чтобы все желающие могли прикоснуться к святым местам и чувствовали себя комфортно и безопасно», – сказал он. Бабич пообещал, что основная часть работ по восстановлению Саровской и Дивеевской обителей будет завершена в течение трех лет. «Мы видим для себя перспективу, горизонт планирования на 2018-2020 года, когда, мы считаем, основная часть работ в Саровской и Дивеевской обители будет завершена». Он отметил, что воссоздание исторического облика этих обителей – не только строительная, но и научная, кадровая, финансовая работа, и что лишь активное взаимодействие власти, бизнеса и Нижегородской епархии позволили режим восстановления Дивеевской и Саровской обители «поставить на плановую основу». «Сегодня мы можем констатировать, что все решения на уровне федерального правительства приняты и профинансированы из федерального бюджета. Усилиями владыки, специалистов, которые привлечены, очень ритмично, даже с опережением тех сроков, которые мы предполагали, идет восстановление, реконструкция объектов религиозного значения», – заявил полномочный представитель Президента РФ.

поделись:

Читайте также:

Фёкла в соцсетях: