меню

Виктор Пелевин - мастер абсурда

Layer 1 Все граждане

Виктора Пелевина считают не только модным, но и самым востребованным писателем нашей страны. Ему пытаются подражать. Но он такой один. Неопровержимо и факт. Важность Пелевина для российской культуры признают даже его критики. Он культовый. Или пользующийся уважением знатоков русской литературы. У него тысячи фанатов. В 1999 году даже состоялся их слет. Начиная с первых рассказов, опубликованных в конце 1980−х годов, Пелевин как бы выявляет подоплеку событий новейшей истории России.


  Он дебютировал в 1989 году с рассказом «Колдун Игнат и люди» (Сказочка) в журнале «Наука и религия», где готовил публикации по восточному мистицизму.

  В 1991 году выпустил первый сборник рассказов «Синий фонарь». И спустя два года получил за нее Малую букеровскую премию, а в 1994 году - премии «Интерпресскон» и «Золотая улитка».

  В 1992 году внимание литературных критиков привлек роман Виктора Пелевина «Омон Ра», опубликованный в журнале «Знамя», Автора номинировали на Букеровскую премию. В апреле 1993 года был опубликован следующий роман Пелевина - «Жизнь насекомых». В то же время Пелевин опубликовал в «Независимой газете» эссе «Джон Фаулз и трагедия русского либерализма». Эссе стало ответом писателя на неодобрительную реакцию некоторых критиков на его творчество. В том же году Пелевина приняли в Союз журналистов России.

  В 1996 году в «Знамени» был опубликован роман Пелевина «Чапаев и Пустота», роман, который до сих пор у всех на слуху. Его называли первым в России «дзен-буддистском» романом. Но сам Пелевин считал свое детище «первым романом, действие которого происходит в абсолютной пустоте». В «Чапаеве и Пустоте» он дал срез 1990-х годов с «новыми русскими» и китчем-модой на восточную эзотерику. Роман получил премию «Странник-97», в 2001 же году вошел в шорт-лист самой большой в мире литературной премии International Impac Dublin Literary Awards. Затем был опубликован «саркастический и ностальгический» роман Пелевина «Generation П». Было продано более 3,5 млн. экземпляров романа во всем мире. Книга удостоилась нескольких литературных премий и стала культовой. В феврале 2011 года в российский прокат вышел фильм режиссера Виктора Гинзбурга «Generation П». В первые два дня проката в СНГ фильм посмотрели 255 тыс. зрителей. Сборы за несколько дней составили более 2 млн. долларов.

  После пятилетнего перерыва, в 2003 году вышел роман Пелевина «Диалектика переходного периода. Из ниоткуда в никуда» («DПП. NN»), за который писатель получил премию Аполлона Григорьева и премию «Национальный бестселлер». «DПП (NN)» вошел также в шорт-лист премии Андрея Белого за 2003 год.

  Через три года в издательстве «Эксмо» вышел роман Пелевина «Empire V». Однако текст «Empire V» появился в Интернете еще до публикации романа.

  А еще через три года, после публикации романа «t», Пелевин стал лауреатом пятого сезона Национальной литературной премии «Большая книга» и победителем читательского голосования.

  В декабре 2011 года Пелевин выпустил роман «S.N.U.F.F.». Произведение получило премию «Электронная книга» в номинации «Проза года».

  В 2013 году вышел роман Пелевина «Бэтман Аполло», ставший продолжением «Empire V» и одиннадцатым по счету пелевинским романом.

  В его произведениях Россия метафизическая, магическая и абсурдная. Так, в «Священной книге оборотня» нефть появляется оттого, что череп пестрой коровы плачет настоящими слезами над горькой долей российских силовиков. Виктор Пелевин последовательно и кропотливо расшифровывает настоящее новой России через абсурд. Пелевин подменяет мат специфическими ругательствами. Например, в рассказе «День бульдозериста» ругательствами «май твоему урожаю», «май его знает», «труд твоей матери» Пелевин осмеивает советский лексикон и показывает условность мата. Интересно, что технический ум и гуманитарий уживаются в Пелевине одинаково. Не случайно он окончил факультет электрификации и автоматизации промышленности и транспорта Московского энергетического института (МЭИ), и тогда же был принят на должность инженера кафедры электрического транспорта МЭИ. А через четыре года поступил в Литературный институт имени М. Горького, на заочное отделение, откуда, по признанию самого Пелевина, его отчислили с формулировкой «как утратившего связь» с вузом».

  Пелевин не входит в «литературную тусовку», не появляется на публике, игнорирует прессу, дает одно-два интервью в год, но все равно является одним из ключевых культурных ньюсмейкеров.

поделись:

Читайте также:

Фёкла в соцсетях: