меню

Александр Герасимов. Российские мультфильмы займут достойное место в мировой анимационной индустрии

Layer 1 Все граждане

В недавнем докладе Центра стратегических разработок, совет которого возглавляет экс-министр финансов Алексей Кудрин, сообщалось, что Россия в среднесрочной перспективе может втрое увеличить экспорт своих мультфильмов и кино. Увеличить экспорт российских мультфильмов за рубеж стало вполне возможным, так как в России стало больше анимационных студий, качество продукции возросло и иностранные игроки на рынке стали обращать большее внимание на российский контент. Сейчас отношение к анимации как к несерьезному ответвлению большого, игрового кино, к счастью, проходит. Кинотеатры вновь интересуются качественным анимационным кино - большими патриотическими проектами и - правда, в меньшей степени, - отечественной короткометражной анимацией. Сегодня в России насчитывается более 4200 кинозалов. Российские полнометражные, мультфильмы и альманахи занимают от 300 до 1200 экранов. Анимация становится постоянной, традиционной секцией просмотров. Она сегодня востребована. Крупные компании «Каро», «Двадцатый Век Фокс», « Юниверсел» заинтересованы в анимационной продукции, потому что она начала приносить деньги - сборы от российской анимации сегодня, по словам экспертов, составляют от 100 до 800 млн рублей. Совсем скоро стартует 40-й Московский международный кинофестиваль, и то что анимация введена в программу кинофестиваля, подчеркивает ее актуальность.

«Сегодняшние усилия аниматоров придадут импульс развитию отечественной мультипликации и позволят нам занять достойное место в мировой анимационной индустрии», - убежден генеральный директор кинокомпании Мастер-фильм, председатель Комиссии анимационного кино Союза кинематографистов России, кинопродюсер Александр Герасимов. Десять лет подряд Александр Петрович возглавлял школу-студию анимационного кино «ШАР» (Школа аниматоров-режиссеров). Здесь родились известные интересные русские мультфильмы «Лев с седой бородой», «Русалка», «Полторы комнаты» и другие, номинированные в дальнейшем на премии международных и отечественных фестивалей анимационного кино «Оскар», «Золотой лев», «Ника». Сама школа-студия удостаивалась различных призов международных фестивалей как Лучшая анимационная студия. До января нынешнего года Александр Герасимов был председателем правления Ассоциации анимационного кино России. Сейчас он сосредоточен на деятельности по развитию и продвижению авторской анимации в России и за рубежом, разработке фестивального направления. И более всего имя Александра Петровича Герасимова известно по фестивалю анимационного кино «Суздальфест» - Герасимов неизменный его директор и вдохновитель.

Открытый российский фестиваль анимационного кино, проводящийся в этом году в 23-й раз, славится потрясающей атмосферой дружбы и большой программой - посетить и увидеть все анимационные работы, представленные на фестиваль - а их более 300, - даже в теории невозможно. Это главный анимационный форум страны, главный профессиональный киносмотр, проводящийся при поддержке Министерства культуры Российской Федерации, единственный профессиональный смот отечественной анимации. Суздальский фестиваль стремится обратить внимание общественности не только на анимацию, но и на смежные виды искусств – граффити, комиксы и т.д. Ежегодно в рамках фестиваля проводятся очень интересные и нужные акции, мастер-классы, выставки. В какой-то мере фестиваль предугадывает будущие тенденции в анимации! Так, именно «Суздальфест» предугадал, что сериальная продукция повысит интерес телеканалов к отечественной анимации. И успех проектов «Смешарики», «Маша и Медведь», «Фиксики» это доказал. Причем, в последние годы телеканалы стали сами заниматься производством сериалов. А это шанс, что индустрия будет развиваться в правильном направлении. И во всем мире телеканалы сами продюсируют сериалы. Сегодня российские анимационные сериалы выходят на международный рынок, хорошо работают в интернете, их активно обсуждают зрители, которые затем начинают интересоваться и авторской анимацией.

Именно на Суздальском фестивале два года тому назад впервые показали мультфильм «Мы не можем жить без космоса» Константина Бронзита, номинированный затем на «Оскар» в категории лучший анимационный короткометражный фильм. Здесь же, на Суздальском фестивале впервые отметили комедийный рисованный мультфильм «Питон и сторож» Антона Дьякова, получивший затем известность. Мультфильм получил награду Гильдии киноведов и кинокритиков, а жюри фестиваля наградило его специальным призом жюри «За юмор и авантюризм». Там же драма «Мама-цапля» Марины Карповой была названа лучшим короткометражным фильмом, а лирично-трогательная «Морошка» Полины Минченок получила приз за лучший фильм для детей и была показана в конкурсе фестиваля в Анси. Перечислять мультфильмы, которым «Суздальфест» первым дал зеленый свет, можно еще много...

Несколько лет назад Александр Герасимов задумался о создании отдельной от фестиваля анимационной премии - так три года назад родился «Икар». «Икар – этот тот человек, который стремится к чему-то высшему, к звездам. Да, конечно, по легенде он плохо кончил. Но, с другой стороны, он хотя бы попытался это сделать. И каждый аниматор, мы считаем, тоже - своего рода - Икар, он делает какие-то сверхвещи», - подчеркивает директор премии «Икар» Александр Герасимов.

Не секрет, что про анимацию после 90-х прошлого века у нас мало вспоминали почти до 2011 года. Пока именитые режиссеры и актеры Юрий Норштейн, Гарри Бардин, Леонид Шварцман, Эдуард Назаров, Андрей Хржановский и другие аниматоры ни выступили с открытым письмом о бедственном положении анимационной отрасли вообще и о состоянии главной отечественной студии «Союзмультфильм». После этого письма состоялась встреча президента Владимира Путина с режиссерами анимационного кино. Итогом стал план по спасению отрасли. И появились положительные результаты. В прошлом году российский президент встречался с продюсерами анимационных студий страны, встреча также стала результативной для анимации.

«Мы наблюдаем развитие индустрии, которое особенно заметно в двух сегментах - полный метр и анимационные сериалы», - отмечает Александр Герасимов. Сегодня анимационной индустрии финансово помогает государство. Александр Герасимов убежден, что исключительно на бюджетную поддержку рассчитывать не нужно, необходимо искать дополнительные источники финансирования: «Было бы замечательно, если бы у нас стали развиваться частные фонды, которые выделяли бы деньги на производство авторской анимации».


поделись:

Читайте также:

Фёкла в соцсетях: